Гидроакустическая станция аргонавт. Гидроакустические станции с гибкими протяженными буксируемыми антеннами вмс сша. Гидроакустические средства подводных лодок

В настоящее время НИИ «RIF-ACVAAPARAT» предлагает вариант ГАС МГ-747М с улучшенными техническими и массогабаритными характеристиками, предназначенной для защиты от подводных диверсантов надводных кораблей и таких жизненно-важных объектов, как торговые порты, военно-морские базы, нефтяные платформы, плотины гидроэлектростанций и другие морские сооружения.
Станция разработана с применением современных технических решений и новой элементной базы, в основном производства стран СНГ.

Основные тактико-технические характеристики:

1. Станция обеспечивает обнаружение диверсионных сил, двигающихся со скоростью до 6 узлов на глубине 1-40 м от поверхности моря при глубине моря в месте стоянки корабля не менее 15 м при волнении моря до 3 баллов и неограничивающих гидрологических условиях.
2. Дальность обнаружения с вероятностью 0,8 - 0,9
одиночных подводных диверсантов 350 - 500 м
подводных диверсантов на транспортных средствах 400 - 550 м
сверхмалых подводных лодок 700 - 1000 м
3. Среднеквадратичная инструментальная погрешность:
по дистанции 2%
по курсовому углу 2°
4. Сектор обзора 360°
5. Обеспечивается:
автоматическое обнаружение и классификация цели;
автоматическая выдача координат цели в реальном времени.
6. Состав:
гидроакустическая антенна;
центральный процессор и выносной индикатор;
блок питания;
выносной прибор громкоговорящей связи.
7. Масса:
гидроакустическая антенна – 230 кг;
аппаратная часть – 66,2 кг.

совокупность схемно и конструктивно связанных акустических, электрических и электронных приборов и устройств, с помощью которых производится приём или излучение либо приём и излучение акустических колебаний в воде.

Различают Г. с. только принимающие акустическую энергию (пассивного действия) и приёмоизлучающие (активного действия). Г. с. пассивного действия [Шумопеленгатор (рис. 1 , а), Г. с. разведки, Звукометрическая станция и др.] служат для обнаружения и определения направления (пеленга) на шумящий объект (движущийся корабль, Г. с. активного действия и др.) по создаваемым объектом акустическим сигналам (шумам), а также для прослушивания, анализа и классификации принятых сигналов. Пассивные Г. с. обладают скрытностью действия: их работу нельзя обнаружить. Г. с. активного действия [Гидролокатор (рис. 1 , б), рыболокатор, Эхолот и др.] применяют для обнаружения, определения направления и расстояния до объекта, полностью или частично погруженного в воду (подводной лодки, надводного корабля, айсберга, косяка рыбы, морского дна и т.д.). Достигается это посылкой кратковременных акустических импульсных сигналов в определённом или во всех направлениях и приёмом (во время паузы между посылками их) после отражения от объекта. Активные Г. с. способны обнаруживать как шумящие, так и не шумящие объекты, движущиеся и неподвижные, но могут быть обнаружены и запеленгованы по излучению, что является некоторым их недостатком. К активным Г. с. также относят станции звукоподводной связи (См. Звукоподводная связь), гидроакустические маяки (См. Гидроакустический маяк), гидроакустические Лаги, эхолёдомеры и др. акустические станции и приборы. Подробнее о методах пеленгования и определения местоположения см. в ст. Гидроакустика и Гидролокация.

Основными частями пассивных Г. с. являются: акустическая система (антенна), компенсатор, усилитель, индикаторное устройство. Активная Г. с., кроме того, имеет также генератор и коммутационное устройство, или переключатель «приём - передача».

Акустическая система Г. с. составляется из многих электроакустических преобразователей (Гидрофонов - у принимающих Г. с., вибраторов - у приёмоизлучающих Г. с.) для создания необходимой характеристики направленности приёма и излучения. Преобразователи размещаются (в зависимости от типа и назначения Г. с.) под днищем корабля на поворотно-выдвижном устройстве или в стационарном обтекателе, проницаемом для акустических колебаний, встраиваются в наружную обшивку корабля, монтируются в буксируемом кораблём или опускаемом с вертолёта контейнере, устанавливаются поверх опорной конструкции на дне моря. Компенсатор вносит в переменные токи, протекающие в электрических цепях разнесённых друг от друга гидрофонов, сдвиг фаз, эквивалентный разности времени прихода акустических колебаний к этим гидрофонам. Численные значения этих сдвигов показывают угол между осью характеристики направленности неподвижной акустических системы и направлением на объект. После усиления электрические сигналы подаются на индикаторное устройство (телефон или электроннолучевую трубку) для фиксирования направления на шумящий объект. Генератор активной Г. с. создаёт кратковременные электрические импульсные сигналы, которые затем излучаются вибраторами в виде акустических колебаний. В паузах между ними отражённые от объектов сигналы принимаются теми же вибраторами, которые на это время присоединяются переключателем «приём-передача» к усилителю электрических колебаний. Расстояние до объектов определяется на индикаторном устройстве по времени запаздывания отражённого сигнала относительно прямого (излучаемого).

Г. с., в зависимости от их типа и назначения, работают на частотах инфразвукового, звукового и (чаще) ультразвукового диапазонов (от десятков гц до сотен кгц ), излучают мощность от десятков вт (при непрерывном генерировании) до сотен квт (в импульсе), имеют точность пеленгования от единиц до долей градуса, в зависимости от метода пеленгования (максимальный, фазовый, амплитудно-фазовый), остроты характеристики направленности, обусловленной частотой и размерами акустические системы, и способа индикации. Дальность действия Г. с. лежит в пределах от сотен метров до десятков и более км и в основном зависит от параметров станции, отражающих свойств объекта (силы цели) или уровня его шумового излучения, а также от физических явлений распространения звуковых колебаний в воде (рефракции и реверберации) и от уровня помех работе Г. с., создаваемых при движении своего корабля.

Г. с. устанавливают на подводных лодках, военных надводных кораблях (рис. 2 ), вертолётах, на береговых объектах для решения задач противолодочной обороны, поиска противника, связи подводных лодок друг с другом и с надводными кораблями, выработки данных для пуска ракето-торпед и торпед, безопасности плавания и др. На транспортных, промысловых и исследовательских судах Г. с. применяют для навигационных нужд, поиска скоплений рыбы, проведения океанографических и гидрологических работ, связи с водолазами и др. целей.

Лит.: Карлов Л. Б., Шошков Е. Н., Гидроакустика в военном деле, М., 1963; Простаков А. Л., Гидроакустика в иностранных флотах, Л., 1964; его же, Гидроакустика и корабль, Л., 1967; Краснов В. Н., Локация с подводной лодки, М., 1968; Хортон Дж., Основы гидролокации, пер. с англ., Л., 1961.

С. А. Барченков.

  • - комплекс мероприятий по снижению уровня внбро-акустнческнх характеристик систем и механизмов ПЛ и надводных кораблей...

    Словарь военных терминов

  • - добывание сведений о противнике гидроакустическими средствами путём приёма, регистрации и анализа акустических колебаний, излучаемых или отражаемых кораблём, торпедой и др....

    Словарь военных терминов

  • - комплекс акустич., электрич. и электронных приборов для излучения или приёма звуковых колебаний в воде. Различают Г. с. пассивные, только принимающие колебания, и активные, излучающие и принимающие колебания...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - акустическое авиационное средство поиска подводных лодок. Представляет собой активно-пассивную гидроакустическую станцию, опускаемую с вертолета в толщу воды на кабель-тросе...

    Морской словарь

  • - полоса наблюдения за подводной обстановкой, организованная с помощью гидроакустических средств...

    Морской словарь

  • - скрытие подводных лодок и надводных кораблей от гидроакустических средств разведки противника...

    Морской словарь

  • - вид технической разведки, в ходе которой добывается информация о противнике путем приема, регистрации, обработки и анализа принятых гидроакустических сигналов...

    Морской словарь

  • - устройство, с помощью которого производится прием или излучение и последующий прием акустических колебаний в воде. широко применяются на кораблях, в авиации и в прибрежных районах для...

    Морской словарь

  • - аппаратура, состоящая из излучателей звука, установленных в фиксированных точках моря, и корабельной приемоиндикаторной гидроакустической аппаратуры с хронометром и самописцем...

    Морской словарь

  • - устройство, обеспечивающее прием и излучение гидроакустических сигналов в воде и обладающее пространственной избирательностью...

    Морской словарь

  • - гидроакустическая станция, предназначенная для получения информации об обстановке под слоем скачка...

    Морской словарь

  • - установка с электрическим генератором постоянного или переменного тока для выработки электрической энергии и снабжения ею потребителей...

    Морской словарь

  • - "...Техническое устройство, осуществляющее прием или излучение гидроакустического сигнала и обеспечивающее совместно с аппаратной частью станции или комплекса его пространственную избирательность.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - совокупность схемно и конструктивно связанных акустических, электрических и электронных приборов и устройств, с помощью которых производится приём или излучение либо приём и излучение акустических...

    Большая Советская энциклопедия

"Гидроакустическая станция" в книгах

Станция назначения

Из книги ДАЙ ОГЛЯНУСЬ, или путешествия в сапогах-тихоходах. Повести. автора Чирков Вадим Алексеевич

Станция назначения Отцу моему посвящается Поезд увозил Алексея на войну. На войну, знал Алексей, на войну, думал он, поднимаясь в вагон, замедленными движениями размещая на нарах вещевой мешок, расстегивая крючки шинели; на войну,- хотя научен был говорить: фронт.Повестку

АТОМНАЯ СТАНЦИЯ

Из книги Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания автора Берестов Валентин Дмитриевич

АТОМНАЯ СТАНЦИЯ Широкой просеки пустырь. Не дрогнут синих сосен иглы. Тиха, бела, как монастырь, Обитель атома возникла, В ее таинственных стенах, В ее молчании заклятом Святою жизнью, как монах, Живет затворник - грозный атом. Здесь, адской силой наделен, Но адской воле

Станция

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Станция Не знаю я, отправиться ль мне в путь? Взглянуть и плюнуть бы на все пейзажи с площадок погребальных. Был я даже на всех назойливых похоронах, обувши ноги в старые газеты. И проданы, и выпиты все вина, а для стихов – осталась лишь вода, и умирал я на краю колодца. А

Станция Казбек

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

Станция Казбек Рано утром проснулся я чуть свет. Вся долина Терека была в синеве тумана и темных туч, а высоко выделялась на бирюзовом небе, розовея снегами, вершина Казбека в предутреннем рассвете. Покуда я нанимал подводу, собирал краски, инструменты для живописи, чтобы

ВОДНАЯ СТАНЦИЯ

Из книги Россия в концлагере автора Солоневич Иван

ВОДНАЯ СТАНЦИЯ На берегу Онежского озера была расположена водная станция Динамо. И в Москве и в Петербурге и в Медгоре водные станции Динамо были прибежищем самой высокой преимущественно чекистской, аристократии. Здесь был буфет по ценам кооператива ГПУ,

Станция Железнодорожная

Из книги Казачка автора Мордюкова Нонна Викторовна

Станция Железнодорожная Застолья на Кубани называют «сабантуями». Женщины исправно работают и за столом: незаметно меняют тарелки, подкладывают кому надо еду, разносят кружки с компотом или киселем, и точно так же подается и такое «блюдо», как песня. Сначала вроде бы

Станция Чир замолкла

Из книги Воспоминания адъютанта Паулюса автора Адам Вильгельм

Станция Чоп

Из книги Когда я был маленьким, у нас была война автора Олефир Станислав Михайлович

Станция Чоп Случалось, у нас в доме не было даже горсти крупы, чтобы сварить кондер, - жидкий в несколько крупинок суп, без картошки и каких-либо приправ. Вся надежда была на хлеб, который папа получал на карточку. Папа разрезал его на ровные дольки, и всей семьей

Станция Чир замолкла

Из книги Катастрофа на Волге автора Адам Вильгельм

Станция Чир замолкла Усталость в конце концов одолела меня. Но недолго длился сон, принесший забвение. Около двух часов ночи меня бесцеремонно разбудили. Передо мной стоял полковник Арнольд, начальник связи армии.- Комендант станции Чир больше не отвечает. Мои линейные

Станция Морозовская

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Станция Морозовская Рано утром мы прибыли на тихую, спокойную станцию Морозовскую. Здесь расформировали поезд, вагоны с военными отцепили от общего состава, мы сошли и решили передохнуть, переждать.После такой напряженной жизни в Москве, мы как будто сразу попали здесь

Станция

Из книги Творцы и памятники автора Яров Ромэн Ефремович

Станция Все бы хорошо было в жизни Горячкина, да то плохо, что негде испытывать машины. Теоретических трудов у него много, кое-какие закономерности установлены. Надо теперь строить машины и испытывать их. Пора в металле воплощать результаты своих исследований.А где это

Гидроакустическая станция

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Станция

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Док-станция

Из книги Ноутбук для начинающих. Мобильно, доступно, удобно автора Ковалевский Анатолий Юрьевич

Док-станция Док-станция (модульная станция, доковая станция, стыковочная станция, крэдл, Docing Station, Docking Station, Desk Station, Slice Station, Cradle) – специальная подставка под ноутбук, расширяющая его возможности и вычислительные ресурсы до уровня настольного компьютера. Ведь любой

Станция

Из книги Возрастной шовинизм (декабрь 2007) автора Русская жизнь журнал

Станция Основа погружена во тьму. Ни в станционном здании, ни в пристанционных домиках - ни огонька. Я, наивный, изучил карту, думал, выйду по Вокзальной улице на проспект Гагарина, а там на чем-нибудь доеду до центра, такси поймаю, если что. Да, щас. В этой полной тьме гораздо

Для борьбы с подводными лодками противника США совместно с союзниками по НАТО и Японией создали в Атлантическом и Тихом океанах глубоко эшелонированную систему противолодочного наблюдения. В нее входят разнообразные силы и средства, в том числе стационарные, корабельные и авиационные гидроакустические. Все они предназначены для обнаружения подводных лодок противника и выдачи по ним целеуказания. Их действие основано на использовании главного демаскирующего признака ПЛ — шумов винтов и механизмов.

Шумы винтов наблюдаются в довольно широком диапазоне, а механизмов — в очень узком, в виде отдельных дискретных частот. Спектральный анализ шумов позволяет не только определить местонахождение подводной цели и элементы ее движения, но также довольно точно идентифицировать ее и выявить государственную принадлежность. С увеличением скорости лодки возрастает интенсивность составляющих ее шумов во всем диапазоне частот. Однако максимум излучения приходится на низкочастотную область: наибольшая интенсивность уровня излучения подводных целей и минимум потерь при их распространении. Анализ соотношения данных параметров дал толчок к началу разработки гидроакустических станций, работающих в низкочастотном диапазоне (10-300 Гц).

Принятие на вооружение ВМС многих стран мира современного высокоэффективного противолодочного оружия, управляемого с помощью боевых информационных систем на основе новейшей вычислительной техники, привело к тому, что гидроакустические средства ПЛ большую часть времени должны работать в пассивном режиме. Кроме того, пассивные станции могут обнаружить цель на дальности, превышающей дистанцию применения ею оружия. Так, возникла острая необходимость повышения точности шумопеленгования пассивных ГАС, достаточной для выработки данных стрельбы, а также решения проблемы прослушивания кормовых курсовых углов надводного корабля или подводной лодки, находящихся в области гидроакустической тени. Реализовать данные требования стало возможным за счет использования в гидроакустических комплексах низкочастотных ГАС с буксируемыми антеннами.

Дальность обнаружения подводных лодок зависит от следующих характеристик пассивных ГАС: показатель направленности антенны (от него зависит пространственная избирательность); уровень собственных помех; порог обнаружения (дифференциал распознавания), определяемый для заданной вероятности обнаружения цели и распознавания ложных тревог.

На направленность антенны оказывают влияние характеристики гидрофонов, их количество и взаимное расположение. Поэтому применяются приемные антенны большой длины, работающие в низкочастотном диапазоне, гибкие протяженные буксируемые антенны (ГПБА). Конструктивно ГПБА представляет систему, состоящую из соединенных между собой акустических модулей, содержащих гидрофоны и электронные схемы предварительной обработки сигналов (рис. 2). Чувствительность гидрофонов во многом определяется материалом, из которого они изготовлены. В современных системах используются пьезоэлектрическая керамика и пьезополимеры. На обоих концах гидрофонной секции антенны находятся специальные модули, поглощающие вибрацию, что позволяет значительно повышать скорость буксировки без снижения качества работы.

Каждый гидрофон соединен с кабель-тросом, по которому сигналы через схемы предварительной обработки передаются на борт корабля, где проходят окончательную обработку в бортовой аппаратуре или передаются в береговой центр обработка информации.

Графически характеристику направленности ГПБА можно представить в виде тела, имеющего форму объемного кольца с присоединенными к нему дополнительными конусами, образованными боковыми лепестками характеристики направленности. Трехмерная характеристика направленности круглой плоской антенны имеет более простую форму — прожекторный луч, обладающий симметрией вращения относительно нормали к плоскости и окруженный боковыми лепестками (рис. 3),

Сравнивая графические и аналитические выражения направленности ГПБА и плоской антенны можно сделать вывод, что с увеличением длины у протяженных антенн значительно улучшается показатель характеристики направленности по сравнению с плоскими антеннами, так как характеристики последних в большей степени ограничены их размерами. Пространственной ориентацией характеристики направленности протяженной антенны можно управлять либо механическим ее поворотом, либо путем включения последовательно или параллельно с каждым элементом акустической антенны соответствующих фазирующих цепей, обеспечивающих поворот оси максимальной чувствительности в заданном направлении. С 80-х годов в ГАС стал эффективно внедряться метод цифрового формирования диаграммы направленности.

В обнаружении подводных лодок средства с ГПБА приобрели особое значение, так как применение антенн протяженностью сотни метров позволило сместить их рабочий диапазон в область низких звуковых и инфразвуковых частот, К тому же разнесенность в пространстве антенны и корабля-носителя за счет использования длинных буксиров снижает влияние собственных шумов корабля на рабочие характеристики ГАС.

К числу недостатков ГПБА можно отнести отсутствие возможности непосредственно измерять дальность до цели (для этого прибегают к триангуляционному методу). Положение антенны в пространстве относительно корпуса корабля постоянно меняется. Она может отклоняться от диаметральной плоскости корабля за счет длины гибкого кабель-троса, произвольно изменять заглубление из-за неравномерного хода носителя и плотности воды, вибрировать по причине местных возмущений водной среды, вращаться вокруг собственной оси за счет скручивания буксировочного троса (рис. 4). Это сказывается на точности пеленгования.

Создание первых моделей систем с ГПБА началось в США в 1963 году, а в 1966-м были проведены морские испытания системы TASS (Towed Array Sonar System) с антенной длиной около 100 м и диаметром 7,5 см. Полученные к 1967 году данные испытаний и результаты научных разработок позволили начать работы по созданию образцов с ГПБА для подводных лодок (программа STASS — Submarine Towed Array Sonar System) и для надводных кораблей (TACTASS — Tactical Towed Array Sonar System).

Для обеспечения эффективной работы в пассивном режиме в рамках программы STASS была разработана протяженная буксируемая система ТВ-16. Она предназначена для ГАК AN/BQQ-5, который в течение последних лет оставался главным в ВМС США средством гидроакустического обнаружения подводных лодок типа «Лос Анджелес» и ПЛАРБ «Огайо». Конструктивно антенна ТВ-16 представляет собой линейную систему диаметром 82,5 мм, состоящую из гидрофонов, заключенных в оболочку из полимерного материала. В целях уменьшения шумов обтекания и снижения сопротивления антенна заострена с обоих концов.

ГАК AN/BQQ-6 в основном представляет собой модифицированный вариант ГАК AN/BQQ-5. Схемы размещения антенных устройств в комплексах аналогичны (сферическая носовая, бортовая, конформная носовая и ГПБА). В состав ГАК AN/BQQ-6 входит также шумопеленгаторная станция инфразвукового диапазона. Первоначально антенна ТВ-16 крепилась непосредственно к буксирному устройству подводных лодок. Впоследствии ее разместили в кожухе, который крепился снаружи к корпусу лодки. Антенна оснащена также устройством для отсоединения ее от ПЛ в экстренных случаях. При буксировке ГПБА скорость лодки падает примерно на 0,5 уз. Длина кабель-буксира 800 м для AN/BQQ-5 и 720 м для AN/BQQ-6. Антенна ставится и убирается с помощью гидравлического устройства, которым также можно регулировать ее длину. Антенна ТВ-16 обеспечивает работу пассивных ГАС в диапазоне частот от 10 Гц до нескольких килогерц и обнаружение подводных целей в пределах 15-90 км.

Пути дальнейшего повышения эффективности ГАС с ГПБА подводных лодок специалисты видят в смещении рабочего диапазона в сверхнизкочастотную область спектра (единицы герц) для обнаружения ПЛ по тональным сигналам. Обнаружение таких сигналов предполагается осуществлять с помощью тонкой линейной буксируемой антенны ТВ-23, длина которой в перспективе составит 2000 м. Установка таких антенн в составе ГАК AN/BQQ-5D проводится в ходе планового ремонта многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США. Антенны при этом размещаются в цистернах главного балласта ПЛА.

Использование ГПБА с надводных кораблей имеет ряд особенностей. В частности, у них лучшие возможности по постановке и выборке протяженных антенн, а также менее лимитирован их вес, то есть длина антенны может быть гораздо больше, чем у ПЛ. Однако, они не могут быстро изменить глубину буксировки антенны. Преимущественно на надводные корабли рассчитана программа TACTASS, предусматривающая разработку ГАС, способных обеспечить решение тактических задач на дальности до нескольких десятков километров и работающих в диапазоне средних частот.

Основные характеристики ГАС, созданных по программе TACTASS, приведены в табл. 1.

Первой серийной станцией, предназначавшейся для надводных кораблей ВМС США, была AN/SQR-15. Она позволяла мобильно вести гидроакустическое наблюдение за ПЛ противника, однако в целом обладала ограниченными возможностями. В настоящее время станция еще состоит на вооружении отдельных кораблей ВМС США.

Тактическая ГАС AN/SQR-18 рассчитана на обеспечение ПЛО корабельных соединений. Она совершеннее, чем AN/SQR-15, обладает большей дальностью действия. Постановка и выборка протяженной антенны ГАС производятся с помощью подъемно-опускного устройства антенны ГАС AN/SQS-35, к обтекателю которой она крепится через кабель-трос. Предварительные усилители гидроакустических сигналов также размещены в обтекателе антенны ГАС AN/SQS-35, аппаратура обработки и отображения информации находится на борту корабля. Модернизированная станция ГАС AN/SQR-18A содержит электронное устройство, устраняющее с экрана индикатора засветки от собственных шумов, акустических шумов корабля-носителя и имеющее лучшую систему сопровождения.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАС С ГПБА

Характеристики

AN/SQR-18A(Y)

AN/5QR-19

AN/UQQ-2 (SURTASS)

Рабочий диапазон, Гц

Средние частоты

3-3000

1-3030

Дальность обнаружения, км

До 550

Точность пеленгования, град

3-10

Длина антенны, м

1220

Диаметр антенны, мм

82,5

82,5

Длина кабель-троса, м

1524

1700

1830

Масса бортовой аппаратуры, кг

5940

5840

6030

Масса устройства постановки-выборки, кг

7,61

Скорость буксировки, уз

(глубина, м)

(335)

(365)

3 (150-450)

ГАС AN/SQR-19 предназначена для обнаружения и классификации подводных лодок во время сопровождения конвоев и выполнения задач по обеспечению авианосных соединений. Станция регистрирует температуру, электропроводность морской воды, в зависимости от гидрологии моря определяет глубину погружения антенны, оптимальную для прослушивания. В рабочем режиме антенна буксируется за кораблем ниже слоя скачка для уменьшения помех корабля-буксировщика.

По оценкам западных специалистов, станция обеспечивает в 10 раз большую дальность обнаружения и в 2 раза лучшую точность пеленгования, чем AN/SQR-18, а вероятность поражения целей в 2 раза выше. Число ПЛ, обнаруженных с помощью ГАС AN/SQR-19 в различных районах Мирового океана в разное время года, в среднем в 11 раз превышает количество лодок, обнаруженных с использованием ГАС AN/SQR-18A. Дальность обнаружения ПЛ с помощью AN/SQR-19 при нахождении в зоне конвергенции достигает 65 км, в благоприятных гидроакустических условиях и на оптимальных скоростях буксировки — 100 км, при привлечении вертолетной системы LAMPS МкЗ — 125 км.

Задачи дальнего обнаружения подводных лодок противника могут решаться с помощью гидроакустических станций, разработанных в рамках программы SURTASS (Surveillance Towed Array Sonar System). Реализация данной программы началась ещё в 1974 году. Предполагалось создать ГАС дальнего обнаружения, способную определять местоположение ПЛ, находящихся во второй и третьей зонах конвергенции. Работы над опытным образцом продолжались почти восемь лет.

Новая ГАС AN/UQQ-2 (SURTASS) предназначалась для судов дальнего гидроакустического наблюдения типа «Сталворт» Они используют протяженную буксируемую антенну длиной 1220 м, которая может выпускаться за корму на 1830-м кабеле для покрытия диапазона глубины 150-450 м, В настоящее время в составе командования морских перевозок США насчитывается десять судов типа «Сталворт» (полное водоизмещение 2262 т, длина 68,3 м, ширина 13,1 м, осадка 4,5 м, максимальная скорость 11 уз, дальность плавания 4000 миль, экипаж 30-33 человека, из них девять офицеров). Три из них используются для борьбы с контрабандой наркотиков, один участвует в выполнении научных исследований в области гидроакустики, один находится в ремонте, пять заняты патрулированием в зонах низкой эффективности системы SOSUS в целях повышения вероятности обнаружения ПЛ или уточнения их координат триангуляционным методом (четыре на Атлантике, ВМБ Литл-Крик, и один на Тихом океане, ВМБ Пёрл-Харбор). Патрулирование обычно выполняется в течение 30-60 суток на скорости 3 уз, при этом судно может пройти 6450 миль.

Кроме того, еще шесть судов данного типа заняты в программах различных ведомств, В случае необходимости все 16 судов могут быть направлены на патрулирование.

В 1986 году началась разработка нового судна-катамарана типа «Викториес». Его полное водоизмещение 3396 т, длина 71,5 м. ширина 28,5 м, осадка 7,6 м, максимальная скорость 16 уз (3 уз при патрулировании), экипаж 32 человека. Оно имеет лучшие мореходные качества при патрулировании в открытом море малым ходом, чем суда типа «Сталворт». В настоящее время в составе ВМС четыре катамарана типа «Викториес».

TACAN/UQQ-1 (SURTASS) обеспечивает прием шумовых сигналов в более низкочастотной области акустического спектра, чем остальные ГАС с ГПБА. По сообщению зарубежных источников, она способна обнаруживать ПЛ на дальностях свыше 150 км, а в отдельных случаях — около 550 км. Дальность классификации составляет 140 км. Точность пеленгования ГАС в большей мере зависит от формируемой электронным методом характеристики направленности и в меньшей — от изменения положения антенны. Точность пеленгования составляет 2-5°.

Продолжаются работы по снижению влияния шума носителя на ГАС системы SURTASS, В настоящее время станции стали оснащаться специальными фильтрами, удаляющими с дисплея оператора рассеянный собственный шум корабля.

Серьезным недостатком мобильной системы дальнего обнаружения подводных лодок SURTASS является уязвимость. Считается, что при возникновении конфликта противник в первую очередь будет стремиться уничтожить суда гидроакустического наблюдения, чтобы обеспечить безопасность своих ПЛ. Поэтому в качестве носителя ГАС системы SURTASS предлагается использовать ПЛ, что приведет к существенному снижению уязвимости системы и обеспечит скрытность наблюдения в мирное время.

Организация обработки информации, принимаемой ГАС системы SURTASS, предусматривает первичную обработку на борту судна и последующий детальный анализ в одном из двух береговых центров обработки информации (Норфолк, Пёрл-Харбор), куда она передается по линии спутниковой связи. При необходимости информация транслируется непосредственно на корабли ПЛО, находящиеся в районе наблюдения. В береговых центрах производится окончательная обработка данных, включающая корреляцию информации, поступающей от различных судов гидроакустического наблюдения. В современных низкочастотных гидроакустических комплексах аналоговые сигналы от гидрофонов преобразуются в цифровые с использованием адаптивного метода, основанного на теории оптимальной фильтрации, что обеспечивает высокую гибкость функционирования систем и низкий уровень ложных срабатываний в условиях помех. Применяемая для этого вычислительная аппаратура обладает заранее введенной избыточностью и является самонастраивающейся.

Гидроакустическая информация, принимаемая ГАС AN/SQR-19, обрабатывается процессором AN/UYS-2 в структуре автоматизированной системы управления противолодочным оружием AN/SQQ-89, в которой ГАС с ГПБА совместима с активной встроенной ГАС AN/SQS-53. Процессор осуществляет формирование характеристики направленности антенны, широкополосную обработку для первоначального обнаружения и анализа относительного движения цели, корреляцию поступающих гидроакустических сигналов, а также данных вертолетной системы LAMPS МкЗ.

В 1995 году автоматизированные системы AN/SQO-89 поступили на вооружение примерно 130 надводных кораблей. В настоящее время данная система проходит модернизацию, связанную с улучшением математического обеспечения и усовершенствованием аппаратуры. Кроме того, для кораблей охранения авианосцев разрабатывается новая боевая система ПЛО с улучшенными характеристиками.

Особое внимание уделяется созданию процессора для комплексной обработки гидроакустических сигналов. В лодочных комплексах сигналы обрабатываются распределенными по отсекам многочисленными процессорами ЭВМ AN/UYK-43 и комплексом AN/BSY-1. Предусмотрено объединение данных, полученных с помощью активных и пассивных ГАС. Программное обеспечение системы объемом 4,5 млн. строк размещается в 100 универсальных и 50 специализированных процессорах. Всего вычислительная аппаратура комплекса AN/BSY-1 занимает 117 стоек, ее масса 32 т. Базовой операцией средств цифровой обработки сигналов в системах с ГПБА является быстрое преобразование Фурье.

По мнению специалистов, можно существенно улучшить возможности гидроакустического вооружения посредством широкого внедрения интеллектуальных алгоритмов обработки информации, использования новейших технологий в области вычислительной техники, улучшения структуры средств обнаружения, совершенствования энергетических показателей интерфейса «человек – ЭВМ» и повышения качества подготовки операторов. Снижение вероятности пропуска целей предполагается добиться за счет передачи части функций оператора интеллектуальным алгоритмам, в частности четырем их видам:

СТАНДАРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ В ГАС С ГПБА

Наименование

Производительность,

млн. опер./с

Применение

AN/SQR-17A

. ГАС с ГПБА AN/SQR-18A, вертолетная система ПЛО LAMPS Mk3

AN/UYS-1

ГАС С ГПБА (SURTASS), вертолетная система LAMPS МкЗ

AN/UYS-2

Система SURTASS, комплекс AN/BSY-2, АСУ AN/SQQ-89
Комплексы AN/BSY-1 и AN/BSY-2
Система SURTASS, комплексы AN/BSY-1 и AN/BSY-2

— Алгоритм повышения эффективности эксплуатации ГАС. Он способствует облегчению восприятия информации оператором при обнаружении и классификации целей. Так, в ГАС, работающих на относительно высоких частотах, доплеровский сдвиг из-за взаимного движения цели и носителя ГАС между частотой эхо-сигнала и центральной частотой реверберационной помехи составлял 50 Гц и более, то есть был различим на слух. Снижение рабочих час-гот ГАС с ГПБА привело к тому, что доплеровский сдвиг оказался в пределах 50 Гц и стал неразличим для оператора. Процессор DEP (Doppier Enhancement Processor), реализующий алгоритм повышения эффективности эксплуатации ГАС, устраняет этот недостаток. Он адаптивно подавляет реверберацию, усиливает эхо-сигнал и сдвигает его относительно помехи на величину, обеспечивающую значение доплеровского сдвига, не превышающего порог чувствительности оператора. Благодаря этому значительно уменьшается вероятность ложной тревоги.

— Алгоритм автоматического выбора режима работы и определения канала обработки. Он обеспечивает мгновенную оценку «поля шумов», окружающих условий и других характеристик, способствующих оптимальному выбору средств обнаружения и режимов работы. Оператор оповещается об изменениях окружающей среды и тактической обстановки.

— Алгоритм дежурного режима. С его помощью выделяется канал, в котором обнаружен сигнал, и вырабатывается сигнал, предупреждающий оператора.

— Алгоритм адаптивной обработки. Согласует работу процессора с параметрами обнаруженного сигнала.

По мере развития новых средств обнаружения с ГПБА интеллектуальные алгоритмы будут оказывать значительную помощь в решении задач ПЛО.

Состав стандартных средств, использующихся для обработки информации в системах с ГПБА, и их производительность показаны в табл. 2.

Не решена проблема обеспечения более высокой точности пеленгования целей и улучшения работы в условиях сильных локальных помех. С увеличением дистанции до цели возрастает погрешность обнаружения места цели. Например, при точности пеленгования 1° на дистанции 50 км протяженность области возможного нахождения цели составляет 1 км. Поэтому наибольший эффект дает применение антенн в сочетании с палубными противолодочными вертолетами и другими надводными кораблями для уточнения контакта и применения оружия.

Снижение шумности ПЛ ставит проблемы в области новых разработок и модернизации существующих ГАС, решение которых будет осуществляться, главным образом, за счет дальнейшего снижения рабочего диапазона пассивных и активных ГАС, разработки технологии активных ГАС низкочастотного диапазона и новых станций на основе волоконной оптики.

Одним из перспективных направлений развития средств с ГПБА считается создание активно-пассивных низкочастотных систем. Конструктивно они состоят из крупногабаритной излучающей и пассивной буксируемой антенн. По сообщению зарубежных источников, такие системы будут иметь значительные преимущества при обнаружении и сопровождении целей по сравнению с существующими (например, AN/SQR-19), так как излучаемый сигнал может содержать отличительные признаки по частоте, виду модуляции, ширине полосы, уровню. К этому необходимо добавить, что на низких частотах потери при распространении сигнала в водной среде наименьшие. Поскольку дискретные составляющие спектра шумов располагаются, главным образом, в низкочастотной области, то звукопоглощающие покрытия перестают быть эффективными.


Владельцы патента RU 2427004:

Техническое решение относится к конструктивному выполнению средств гидрофизических исследований и может быть использовано, например, при реализации систем акустической томографии или систем пассивного обнаружения шумящих объектов. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей. Автономная радиогидроакустическая станция (APГАС) содержит малогабаритный гидроакустический антенный комплекс (МГАК) и гибкую конструкцию радиобуя, наполняемую углекислым газом (РБ), цилиндрическую гидроакустическую антенну, приемопередатчик, источник питания, антенно-фидерное устройство, спутниковые системы связи «Гонец» и навигации «Глонасс», модуль обработки и управления (МОУ), датчики крена, дифферента и компас. При этом используется две звукопрозрачные антенные решетки цилиндрической формы, реализующие по пассивной технологии определение места шумящего объекта относительно выбранной системы координат. 3 ил.

Техническое решение относится к конструктивному выполнению средств гидрофизических исследований и может быть использовано, например, при реализации систем акустической томографии или систем пассивного обнаружения шумящих объектов.

При проведении гидроакустического мониторинга широко используются различные средства гидроакустического наблюдения, в том числе автономные буйковые станции.

Автономная буйковая станция (АБС), рассмотренная в работе , выбранная в качестве прототипа, использует для сбора данных 8 гирлянд с 8 первичными датчиками соединенных последовательно. АБС предназначена для выполнения долговременного гидрофизического мониторинга с возможностью определения места и оперативной передачи данных для чего используются спутниковая система передачи данных типа «Гонец» и навигации «ГЛОНАСС». Такие буйковые станции могут устанавливаться на тросе с помощью якоря в прибрежных зоне и в открытом океане или дрейфовать в океане. Оснащенные комплексом океанологических приборов АБС регулярно измеряют и передают полученные данные на центр обработки данных (ЦОД) по радиоканалу в том числе по спутниковому каналу связи. Для дрейфующей АБС предусмотрена спутниковая навигационная система.

АБС состоит из герметичного аппаратурного модуля АБС в составе блока управления, источника питания. В наружу вынесены под радиопрозрачным колпаком антенна спутниковой систем связи «Гонец» и навигации «Глонасс» с абонентным пунктом, проблесковый световой маяк и радиоантенна, которые установлены на поплавке изготовленного из синтактического материала. Кабель заведен в аппаратурный модуль с помощью гермоввода, для страховки сигнального кабеля от рывков применяется страховочные фалы, которые крепятся к кабелю с помощью специальных зажимов. За сигнальный кабель последовательно подключаются все восемь элементов «гирлянды» с первичными датчиками.

Основным недостатком прототипа является ограниченная возможность использования АБС в качестве только линейной антенны с количеством от 8 до 64 первичных датчиков (гидрофонов), имеющая направленность только в вертикальной плоскости.

Известны приемные акустические антенны с линейным и цилиндрическим размещением приемных элементов, имеющие раздвижную конструкцию, обеспечивающую малые габариты в транспортном положении и необходимый волновой размер в рабочем положении, например акустические антенны современных зарубежных вертолетных станций FLASH, CORMORANT, HELRAS или отечественной станции «Приемная антенна гидроакустической станции кругового обзора» . Эти станции предназначены для работы в паре с воздушными или надводными судами обеспечения (например, вертолетами).

Предлагаемая автономная радиогидроакустическая станция (АРГАС) конструктивно состоит (фиг.1) из малогабаритного гидроакустического антенного комплекса 2 (МГАК) и радиобуя 1 (РБ), соединенных кабель-тросом 7. АРГАС предназначена как для работы в паре с обеспечивающими воздушными и надводными судами, так и в автономном режиме. В транспортном положении РБ 1 и МГАК 2 (фиг.2) помещены в отделяемый при погружении в воду цилиндрический защитный кожух 11. Габаритные размеры АРГАС в транспортном положении: диаметр 150 мм, осевая длинна 900 мм. В отсеке носителя диаметром 324 мм размещается до трех АРГАС.

Конструкция радиобуя 1 надувная, при выдергивании чеки срабатывает клапан баллона со сжатым углекислым газом и происходит наддув гибкой конструкции РБ 1. Во внутреннем объеме РБ размещены: приемопередатчик, источник питания, антенно-фидерное устройство, спутниковые системы связи и навигации, клапан избыточного давления. Выдергивание чеки клапана избыточного давления осуществляется при разъединении защитного кожуха 11. При постановке с воздушного судна при выходе защитного кожуха АРГАС из отсека носителя происходит раскрытие парашютной системы 12 и наполнение углекислым газом гибкой конструкции РБ 1. Вместе с защитным кожухом 11 от АРГАС разъединяется также парашютная система 12 связанная с кожухом посредством стропов парашюта.

Механизм раскрытия (10 в транспортировочном, 5 в рабочем положениях) приемно-излучающей антенны построен на использовании плоских пружин. Механизм действует следующим образом, защитный кожух, крепится к корпусу МГАК 2 при помощи замков, замки удерживаются в замкнутом состоянии проволокой из нихрома. После погружения АРГАС в воду приводится в действие механизм развертывания МГАК 2. На защитный кожух 11 подается напряжение относительно корпуса МГАК 2, начинает идти электрохимическая реакция между проволокой удерживающей замки и корпусом, проволока обрывается, защитный кожух 11 разъединяется вследствие разрушения гидростата 13, под воздействием гидростатического давления соответствующей глубине погружения МГАК 30-50 метров высвобождая, гидроакустические преобразователи.

Приемная антенна МГАК 2 представляет собой две звукопрозрачные антенные решетки цилиндрической формы, причем антенная с малой формой вложена в антенну большой формы. В развернутом положении диаметр внешнего цилиндра (большая форма) 670 мм, диаметр внутреннего (малая форма) меньше на 0,5 длины волны, высота антенны 605 мм. В каждом цилиндре по 32 вертикальных элемента, каждый элемент представляет собой единую, жесткую конструкцию линейной антенны 3 из 8 гидрофонов.

Излучающая антенна 4 выполняется в виде цилиндра, в составе которого 8 цилиндрических гидроакустических излучателя. Диаметр цилиндра 80 мм, высота - 290 мм.

Модуль обработки и управления (МОУ) 6 включает в себя тракт приема, оцифровки и обработки г/а информации, формирование и усиление зондирующих сигналов, поддержание канала связи с РБ 1. В составе модуля датчики крена, дифферента и компас, показания которых используются в обработке информации.

МОУ 6 для задачи, реализующей по пассивной технологии определение места шумящего объекта относительно выбранной системы координат по алгоритму в специальном вычислителе, МОУ 6 определяет необходимые параметры и передает далее по кабелю 7 эти данные поверхностному РБ 1. В МОУ 6 реализованы алгоритмы первичной обработки сигналов, включая процедуры адаптации к многокомпонентному полю помех, алгоритмы вторичной обработки, включая алгоритмы трассового обнаружения и алгоритмы автоматической классификации обнаруженных объектов.

Кабель-трос 7 (фиг.1), соединяющий РБ 1 с МГАК 2 имеет участок с распределенной плавучестью 8 и участок с распределенным балластом 9. Использование такого решения позволяет снизить влияние поверхностного волнения РБ 1 на МГАК 2.

Литература

1. Малашенко А.Е., Перунов В.В., Филимонов В.И., Рожков B.C. Автономная буйковая гидрофизическая станция. Патент на ПМ №61245, 01.11.2005 г.

2. Афруткин Г.И., Волокитин С.Б. и др. Приемная антенна гидроакустической станции кругового обзора. Патент РФ №2178572, 20.01.2003.

Автономная радиогидроакустическая станция (АРГАС), содержащая малогабаритный гидроакустический антенный комплекс (МГАК) и гибкую конструкцию радиобуя, наполняемую углекислым газом (РБ), цилиндрическую гидроакустическую антенну, приемопередатчик, источник питания, антенно-фидерное устройство, спутниковые системы связи «Гонец» и навигации «Глонасс», модуль обработки и управления (МОУ), датчики крена, дифферента и компас, отличающаяся тем, что используются две звукопрозрачные антенные решетки цилиндрической формы, реализующие по пассивной технологии определение места шумящего объекта относительно выбранной системы координат.

Похожие патенты:

Изобретение относится к группе космических аппаратов, например спутников, предназначенных для перемещения строем, и, в частности, касается контроля относительных положений космических аппаратов по отношению друг к другу.