Проект влияние компьютера на здоровье ребенка. Исследовательская работа "компьютер и здоровье детей". Министерство образования и науки РФ

Язык проекта:

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. И я не пойму, почему некоторые взрослые так много говорят о его вреде компьютера, и никто не говорит о его пользе. Вот и от своей мамы я часто слышу: «Хватит сидеть за компьютером, иди, поиграй с братом» и ни разу не услышал: «Иди, поиграй на компьютере, хватит сидеть с братом». Кстати мой младший брат тоже очень любит компьютер и часто смотрит, как я играю, даже пытается нажать какую-нибудь кнопочку, пока я не вижу. Поэтому я решила выяснить, а действительно ли компьютер так вреден для ребенка или родители ошибаются, и в компьютере нет никакого вреда, а наоборот только польза. Попробуем в этом разобраться.

Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Благовещенска

Исследовательская работа

Название работы: « Компьютер в жизни школьника: вред или польза? »

Руководитель:

Дьячкова Ирина Сергеевна


Введение …………… …………………...……………………………………………….……… 3

Глава I . Что такое компьютер……………………………………………………………..…....….4

Глава II . Влияние компьютера на ребёнка…………………………...…………...………… 5-10

Глава ІV Заключение ………………………………...……………………………………………11

Библиографический список………………………………………………………………………11

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден . И я не пойму, почему некоторые взрослые так много говорят о его вреде компьютера, и никто не говорит о его пользе. Вот и от своей мамы я часто слышу: «Хватит сидеть за компьютером, иди, поиграй с братом» и ни разу не услышал: «Иди, поиграй на компьютере, хватит сидеть с братом» . Кстати мой младший брат тоже очень любит компьютер и часто смотрит, как я играю, даже пытается нажать какую-нибудь кнопочку, пока я не вижу. Поэтому я решила выяснить, а действительно ли компьютер так вреден для ребенка или родители ошибаются, и в компьютере нет никакого вреда, а наоборот только польза. Попробуем в этом разобраться.

Цель исследования:

  1. Выяснить «причины» негативного отношения взрослых к компьютеру.
  2. Определить, вреден компьютер для здоровья или нет.

Гипотеза:

Компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.

Задачи исследования:

1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.

2. Проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни.

4.Создание памятки работы за компьютером

Актуальность исследования обусловленавозросшим вниманием общества к компьютеру.

Новизна исследования: компьютер появился в нашей жизни совсем недавно и мало кто задумывался о его влиянии на человека.

Глава I . Что такое компьютер

Компьютер - это электронная машина, которая хранит информацию, обрабатывает ее, выдает эту информацию на монитор так, чтобы можно было прочитать ее. Прибор, на котором можно:

  • читать;
  • писать;
  • считать;
  • рисовать;
  • играть;
  • сочинять музыку;
  • общаться;
  • управлять роботами;
  • и многое другое.

Какие бывают компьютеры?

  • Настольные
  • Переносные (ноутбуки)
  • Компьютеры, встроенные в разные устройства

Кроме настольных бывают суперкомпьютеры, занимающие целую комнату.

Кроме ноутбуков и их упрощённых вариантов - нетбуков бывают и совсем маленькие, карманные компьютеры (их ещё называют: наладонники, КПК - карманные ПК, PDA - Personal Digital Assistant).

Компьютер состоит из четырех основных частей:

Влияние компьютера на ребёнка

Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен обычной каждой семье. Без компьютера невозможно ни одно серьезное производство. Каждое уважающее себя предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.
Пришел компьютер и в жизнь современного школьника, начал свое победное шествие по школьным урокам. Для большинства родителей компьютер же стал головной болью.Самое частое заблуждение, которое можно услышать это – “от компьютера больше вреда, чем пользы, нужен он только как игрушка”. И я в этом убедился, когда провёл анкетирование среди родителей.

В анкетировании приняло участие 25 человек.

На вопрос Согласны ли вы с утверждением, что компьютер приносит больше вред, чем пользу?

19 человек ответили – да

7 человек ответили - нет

На второй вопрос: Перечислите, какой вред приносит компьютер здоровью детей. Были получены следующие ответы:

20 человек - портится зрение

15 человек – искривление позвоночника

17 человек – отрицательное влияние на психику детей.

2 человека – нарушение общего физического развития

Таким образом, можно выделить три основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику. Я решил выяснить действительно ли?

«Общение с компьютером портит детское здоровье»

Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Разберём три вредных фактора, выделенных родителями.

Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у ребёнка проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

Ни в коем случае нельзя работать за компьютером в темноте. Дисплей должен располагаться так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

Стеснённая поза

Работа за компьютером заставляет длительное время смотреть на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или работать мышью. В результате приходится долго сидеть в неподвижном состоянии, а это чревато появлением боли в мышцах шеи, спины, суставах кистей рук, головных болей. Что бы этого не было необходимо:

  • размер мебели должен соответствовать возрасту и телосложению;
  • правильная посадка предполагает: экран монитора должен быть удалён от глаз на расстоянии вытянутой руки;
  • не нужно подгибать или вытягивать ноги;
  • не надо сутулиться или откидываться на спинку стула.
  • надо делать перерывы, во время которых нужно выполнять физические упражнения или погулять на улице и т.д.

Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить.

  • 1)В работе следует делать перерывы;
  • 2)Необходимо следить за содержательной стороной игр, сайтов.
  • 3)Заинтересовать в других видах деятельности, например, посещение кружков, секций.

Из всего выше сказанного главное это сколько времени проводит ребёнок за компьютером. В этом вопросе взрослые должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут в день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора.

Как же обстоят дела у нас в классе? На вопрос: Сколько времени проводит за компьютером ваш ребёнок? получены следующие ответы:

10 – 15 мин. – 2ч.

30 - 40 мин. – 8ч.

1ч. – 9ч.

1-2ч. – 5ч.

Неограниченно – 1ч

Таким образом, можно сделать вывод, что детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – главное следить, чтобы дети выполняли правила при работе за компьютером.

Следующий вопрос, на котором я хотел бы остановиться вред и польза компьютерных игр. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет!

В анкете на вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что компьютерные игры не приносят пользы? Были получены следующие ответы:

Да – 18 человек

Нет – 7 человек

Я решил опровергнуть и этот факт. «Компьютерные игры приносят только вред».

Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Приключенческие (бродилки)

Данные игры развивают быстроту реакции, внимательность и усидчивость.

Стратегии

Замечательный жанр, тренирующий логическое мышление, сообразительность, скорость реакции. В стратегиях, чтобы добиться цели, реально приходится думать, работать над тактикой, своевременно реагировать на действия своего оппонента.

Аркады

Данные игры развивают глазомер, внимание, скорость реакции

Логические

Логические детские игры помогают с ранних лет развивать мышление, желание экспериментировать, анализировать свои действия и их результат, делать верные выводы и учиться самостоятельно решать любые задачи. Осваивая логические детские игры ребенок делает большой шаг к пониманию основ математики, физики и других важных наук.

Симуляторы

основной смысл игр этого жанра это симуляция управления чем либо или имитация чего то. Это может быть симулятор вождения, симулятор охоты, симулятор поезда, симулятор рыбалки и т.д.

Проведя опрос одноклассников, я выяснил, в какие игры предпочитают они играть.


Приведенные ниже факты психологов, которые я нашёл в информационных ресурсах, помогут сделать правильный выбор.

ХОРОШО

Компьютерные игры развивают у детей:

Быстроту реакции;

Мелкую моторику рук;

Визуальное восприятие объектов;

Память и внимание;

Логическое мышление;

Зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

Классифицировать и обобщать;

Аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

Добиваться своей цели;

Совершенствовать интеллектуальные навыки.

А что же тогда ПЛОХО ?

Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и прививать её детям.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

В ходе анкетирования также выяснилось, что большинство родителей считают, что: Компьютер – только для игр и развлечений»

Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе. Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

Компьютер, оборудованный средствами мультимедиа способен с довольно высоким качеством воспроизводить, записывать и обрабатывать музыку и видео, в том числе и с обычных аудио- и видеодисков, принимать и записывать радио- и телевизионные программы, служить мольбертом художника и партитурным листом композитора, а также работать с фотографиями. Современные программы позволяют делать это человеку, совершенно незнакомому с программированием.

Телефон, музыкальный и видеоцентр, пишущая машинка, видеоприставка, записная книжка, справочник, энциклопедия - это лишь малая часть функций, которые способен выполнять компьютер

Своим одноклассникам я задал вопрос: Что тебе больше нравится?

  • Играть в компьютерные игры?
  • Читать книги7
  • Гулять на улице?
  • Другое?

И получил следующие ответы.

Можно сделать вывод, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулку, спорт, но признаков зависимости от компьютера нет.

Из всего выше сказанного, хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям.


  • Для того, чтобы родители могли контролировать использование

ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементар­ном

уровне уметь им пользоваться;

2. Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;

3. Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо де­лать перерыв;

4. Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5-2 часов;

5. Родители должны контролировать приобретение ребенком ком­пьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детс­кому здоровью и психике;

6. Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютер­ный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается;

7.Если ребенок использует компьютер безответственно, необходи­мо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разре­шения родителей.

Глава IV . Заключение

В ходе проведения исследования выявлена причина негативного отношения взрослых к компьютеру, это недостаточность знаний о компьютере и его возможностях/

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки.

Как же поступить - оградиться от современного чуда техники или нет? Вопрос, конечно, сложный, но вполне решаемый. Компьютер, как всякий предмет обихода, может быть и полезным, и вредным для ребенка. Но то же самое можно сказать почти о любой другой вещи, даже о самой, внешне безобидной, детской игрушке. Просто во всем нужно знать меру, а также следовать нехитрым, но действенным рекомендациям.

Исследовательский проект

«Влияние компьютера и компьютерных сетей на здоровье школьников»

В целях профилактики «компьютерных заболеваний» современной наукой разработан ряд норм и правил работы на ПК. Согласно СанПиН 2.2.2.542-96 «Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ » непрерывная длительность работы школьников на ПК не должна превышать 10 – 30 минут в зависимости от возраста. После работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого часа работы – физические упражнения для профилактики общего утомления. Длительность перемен между сеансами работы на компьютере должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из помещения, где установлен компьютер.

Кроме того, установлено, что оптимальной является освещенность рабочего места 500 лк., высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, либо стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног. Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100 – 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы. Оптимальное расстояние глаз от экрана видеомонитора – 60-70 см.4

Убрать блики и повысить контрастность изображения можно при помощи защитных фильтров, при покупке которых также нужно проверять наличие паспорта с результатами проверки именно этого образца. Коэффициент его зеркального отражения должен быть не более 1%, а коэффициент пропускания 35 – 40% при низкой освещенности и 55 – 60% при высокой.

Изучая данную литературу можно сделать следующий вывод:

а) риск при работе за ПК может повлиять на здоровье человека. Вред для здоровья пользователей ПК объясняется неправильным выбором рабочего места, использованием компьютеров с неудовлетворительными гигиеническими характеристиками, превышением нормативной продолжительности работы с ним, гиподинамией, неправильным освещением рабочего места, неудовлетворительными микроклиматическими параметрами в помещении с ПК.

б) в целях профилактики «компьютерных заболеваний» современной наукой разработан ряд норм и правил работы на ПК.

2. Изучение влияния компьютера на здоровье учащихся 10-11 классов МОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино

2.1 Методы исследования

В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, так как симптомы КЗС и скелетно-мышечных расстройств, вызываемых работой на ПК, носят описательный характер. Этот метод также позволяет провести исследование соблюдения правил и норм работы на ПК.

Для решения поставленных задач мной была разработана анкета, состоящая из 22 вопросов (см. приложение 1).

Анкетирование было письменным и анонимным, т. к. это позволяет повысить достоверность получаемых данных. Были опрошены учащиеся десятых и одиннадцатых классов Мурыгинской средней школы , все из которых пользуются услугами Internet.

2.2. Результаты исследования

Основные результаты анкетирования приведены в таблицах 1 и 2 (см. приложение 2), а также диаграммах 1 – 3 (см. приложение 3).

Кроме того, выяснилось, что:

    средний стаж работы старшеклассников на ПК – 4 года, использования Интернет-2 года; симптомы КЗС наблюдаются у 35,5% опрошенных; Симптомы скелетно-мышечных расстройств после и во время работы за ПК периодически появляются примерно у 44,4% опрошенных; У 4,4% в результате работы на ПК появились расстройства рефракции (близорукость и астигматизм); Подавляющее большинство старшеклассников (71%) проводит за ПК менее 2-х часов в день, что соответствует норме; Нормы и правила работы на ПК полностью соблюдают только 7,8% опрошенных; У 8,6% на мой взгляд, наблюдается синдром интернет-зависимости, а у 5,5% – симптомы компьютерной игромании; Случаев появления аллергии, учащения её приступов и снижения иммунитета в результате использования ПК не выявлено; Среди соблюдающих нормы и правила работы на ПК только у 1 человека периодически появляется головная боль; остальных симптомов КЗС и скелетно-мышечных расстройств в данной группе старшеклассников не выявлено;

В результате анализа полученных данных я пришёл к следующим выводам:

1) симптомы компьютерного зрительного синдрома и скелетно-мышечных расстройств появляются в результате работы на ПК более, чем у 35% старшеклассников;

2) работа на ПК может явиться причиной появления расстройств рефракции;

3) чрезмерное увлечение компьютерными играми и сетью Internet может привести к появлению компьютерной игромании и Интернет - зависимости;

4) нормы и правила работы на ПК полностью соблюдают только 7,8% старшеклассников;

5) основной причиной появления «компьютерных» заболеваний является непрерывная работа за ПК в течение длительного времени (более 20 минут) и неудовлетворительные условия работы (в данном случае плохое освещение), а также не выполнение профилактических мероприятий (перерывы в работе, гимнастика для глаз и физкультурные минутки).

В целях защиты от электромагнитного излучения и других вредных факторов при работе на ПК я предлагаю выполнять следующие рекомендации:

1. По возможности пользоваться жидкокристаллическим монитором.

2. При приобретении монитора необходимо обращать внимание на наличие гигиенического сертификата, кроме того он должен быть правильно настроен.

3. Располагать системный блок и монитор как можно дальше от пользователя.

4. Так как электромагнитное излучение от стенок монитора наиболее сильное, располагать монитор в углу, так, что бы излучение поглощалось стенами.

5. Не оставлять компьютер включенным в течение длительного времени без надобности.

6. Разместить монитор так, что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше.

7. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства.

8. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги пользователя могут прочно стоять на полу.

9. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.

10. По возможности сократить время работы за компьютером и делать перерывы в работе каждые 10 – 20 минут.

11. Выполнять комплекс упражнений для глаз и общую лечебную гимнастику.

12. Как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его.

13. Единственным средством профилактики Intrnet-зависимости и игромании является самоконтроль и саморегуляция. Следите за тем, сколько времени вы посвящаете Интернету и компьютерным играм, не стали ли вы более раздражительны в последнее время.

Заключение

Компьютер – это наше будущее. Работа на нём обучает детей просто и быстро получать информацию. В отношении, например, некоторых игр у подростков формируется зависимость, которая вызывает агрессивный настрой, но есть и такие игры, которые развивают положительные качества. С появлением Интернета люди меньше стали общаться лично, предпочитая общение по чатам, электронной почте. Всё это влияет на здоровье человека. Если соблюдать правила нормы работы за компьютером, он будет помогать, а не вредить здоровью. Ведь здоровье – важная составляющая нашей жизни. Помните об этом.

В своём исследовании я постарался раскрыть причины возникновения «компьютерных» заболеваний, оценил степень неблагоприятного воздействия ПК и сети Интернет на здоровье старшеклассников через сравнительный анализ здоровья лиц, соблюдающих правила работы на ПК, и тех, кто их не соблюдает. Этим самым, я доказал своё предположение, что несоблюдение санитарно-гигиенических норм работы на компьютере приводят к больших проблемам со здоровьем человека.

Изучая работу А. Франса по вопросу работы за компьютером я полностью согласен с его высказыванием: «Не разум пагубен для человека, а ошибки разума».

Проводя исследования «Компьютер и здоровье» я составил общие рекомендации при работе с компьютерами. Где отметил принцип правильной рабочей позы, принцип правильного дыхания и релаксации, принцип правильной организации работы зрительного аппарата, принцип соблюдения режима работы и принцип выполнения оздоровительно-профилактических комплексов упражнений (см. приложение 4).

Список использованной литературы

1. Сеть и наркомания //Компьютерный еженедельник «Компьютерра» №16, 1998 г., стр.13-15.

2. «Психология и интернет на пороге ХХI века»// Психологическая газета №12, 1996 г., стр.4-6.

3. «Все о компьютерном зрительном синдроме»// http: www. .

4. Мархоцкий: учеб. Пособие – Мн.: Выш. шк., 2006.

5. Интернет-зависимость и ее психологическая харатеристика, Смоленск 2003.

6. СанПин 2.2.2.542-96 «Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ».

7. Сурин компьютера на здоровье человека, Сыктывкар, 2005.

8. Один на один с монитором// НГ - наука, # 2, 2000 г.

9. Чеботарев П. Н., Свижевский и здоровье// www. aires. *****/pdf/ rus/interest/computer&health. pdf.

10. «Computer Vision Syndrome»// http://library. thinkquest. org/C0123325/synd. htm

11. RSI Facts & Figures/ www. .

12. Sheedy JE. The bottom line on fixing computer-related vision and eye problems. J Am Optom Assoc, 67(9):512-17, 1996.

Приложение 1

Анкета

Дата рождения:_____________________________________________

1. Как давно вы пользуетесь компьютером: ____________________________________ лет.

2. Сколько времени Вы проводите за компьютером:

а) до 2-х часов в день;

б) от 2-х до 5 часов в день;

в) более 5-ти часов в день.

3. Какими программами Вы пользуетесь чаще всего:

а) текстовым редактором (Word);

б) графическим редактором (Paint, Photoshop);

в) играми;

г) другое _____________________.

4. Сколько времени Вы проводите в Интернете:

а) до 2 часов в неделю;

б) от 2 до 5 часов в неделю;

в) до 2 часов в день;

г) от 2 до 5 часов в день.

5. Какова Ваша потребность в компьютерных играх:

а) отношусь к ним равнодушно;

б) периодически возникает желание поиграть;

в) и дня не могу без них обойтись.

6. Как Вы относитесь к Интернету:

а) равнодушно;

б) пользуюсь им только по необходимости;

в) испытываю ежедневную потребность в Интернете;

г) не представляю свою жизнь без Интернета.

7. Влияет ли Интернет на Вашу учебу:

а) не влияет;

б) помогает учиться;

в) мешает учебе.

8. Как давно Вы пользуетесь Интернетом:_________________________________ лет.

9. Как влияет Интернет на Ваше общение с окружающими:

а) никак не влияет;

б) благодаря Интернету у меня появились новые друзья, общение с прежними не изменилось;

в) с появлением Интернета стал (а) меньше общаться с друзьями;

г) Интернет заменяет мне реальное общение.

10. После работы за компьютером затуманивается ли у Вас зрение (предметы кажутся неясными, расплывчатыми):

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

11. Вызывает ли у Вас работа за компьютером раздражение глаз (покраснение, жжение, зуд, чувство «песка» под веками):

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

12. Появляется ли у Вас головная боль во время работы за компьютером:

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

13. Имеются ли у Вас нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость или астигматизм):

14. Если имеются, то связано ли их появление с компьютером:

15. Вы работаете за компьютером:

а) в освещенной комнате;

б) в темноте;

в) при тусклом свете.

16. Как часто Вы делаете перерывы в работе на компьютере:

а) вообще не делаю;

б) каждый час;

в) каждые 20 минут;

17. Выполняете ли Вы упражнения для глаз:

а) вообще не делаю;

б) каждый час во время работы на компьютере;

в) каждые 30 минут во время работы на компьютере;

г) другое __________________________________.

18. Появляется ли у Вас боль и усталость плеч и спины во время работы на компьютере:

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

19. Появляется ли у Вас боль и усталость рук, кистей и пальцев во время работы на компьютере:

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

20. Стали ли Вы чаще болеть с появлением компьютера:

в) не обращал (а) внимания.

Приложение 2

Таблица 1 «Частота появления симптомов КЗС и заболеваний скелетно - мышечной системы во время работы на ПК»

Частота появления, %

каждый раз

Головная боль

«Глазные» симптомы КЗС

«Зрительные» симптомы КЗС

Боль и усталость рук, кистей и пальцев

Боль и усталость плеч и спины

Таблица 2 «Соблюдение учащимися правил профилактики при работе на ПК»

Вид мероприятия

Интервал, минут

5…20 минут

Более 60 минут

Перерывы

Рисунок 2 - Диаграмма «Время, проводимое в сети Internet»

Рисунок 3 - Диаграмма «Освещение при работе на ПК»

Не разум пагубен для человека, а ошибки разума
А. Франс

ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Принцип 1. Правильная рабочая поза.

На протяжении всего времени работы необходимо следить, чтобы ваше тело занимало оптимальную эргономическую позу (См. рис).

Ø Не сутультесь.

Ø Не прогибайте позвоночник в нижней его части назад.

Ø Не сидите, положив ногу на ногу.

Ø Не скрещивайте ступни.

Ø Старайтесь сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах.

Найдите такое положение головы, при котором шея устает меньше всего. Отрегулируйте в соответствии с ним высоту стола, кресла, угол наклона и высоту подставки монитора.

Если в течение рабочего дня приходится неоднократно подниматься с кресла и вновь садиться, то при подъеме старайтесь держать голову и торс прямо; садясь, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперед и вверх, шея расслаблена, позвоночник вытянут, не "плюхайтесь" со всего маха на кресло - этим каждый раз наносится удар по позвонкам.

Принцип 2. Правильное дыхание и релаксация.

Регулярное глубокое дыхание и релаксация (расслабление) позволяют сохранять умственную активность, хорошее самочувствие и ясность мышления при работе на компьютере на одном уровне в течение длительного промежутка времени.

Неглубокое, нерегулярное дыхание, его задержка, сбои частоты и ритма наблюдаются в критических ситуациях, при концентрации усилий, при плохом настроении, а также являются признаком напряженной умственной деятельности. Но нужно помнить, что подобные изменения в дыхании ухудшают эффективность работы мозга, ведут к напряженности и усталости и наносят вред всему организму.

Ø Дышите регулярно и свободно.

Ø Научитесь расслабляться.

Когда вы сидите, внимательно следите за тем, чтобы тело оставалось в расслабленном состоянии, особенно в области лба (брови), шеи, спины и нижней челюсти.

Ø Сохраняйте расслабленными плечи и руки.

Если вы почувствуете напряженность в какой-либо части тела во время работы, воспользуйтесь простым и доступным приемом расслабления: сделайте глубокий вдох и напрягите эту часть тела (так сильно, как можете), после чего задержите дыхание на 3-5 с. На выдохе расслабьтесь. Повторите, если необходимо.

Принцип 3. Правильная организация работы зрительного аппарата.

Для того чтобы глаза не утомлялись и зрение сохраняло свою ясность при работе за компьютером, выполняйте следующие рекомендации.

1. Моргайте каждые 3-5сек.

Моргание - это естественный способ увлажнения и очищения поверхности глаз. Благодаря морганию ваши глаза защищены от неприятных ощущений и сохраняют ясность зрения. Моргание служит также расслаблению лицевых и лобных мышц без сдвигания бровей, что могло бы лишь усиливать общую мышечную напряженность. Однако многие люди не имеют привычки регулярно моргать. Даже, наоборот, в момент интенсивной мыслительной работы они еще шире раскрывают глаза и почти перестают моргать. Уменьшение частоты моргания ведет к покраснению глаз, к зуду и чувству жжения, особенно быстро это ощущают люди, которые носят контактные линзы.

Как правильно моргать:

Следите, чтобы при моргании двигались только веки

Ни в коем случае лоб, лицо или щеки;

Моргайте без усилий, соприкосновения верхних и нижних век должны быть мягкими;

Сохраняйте брови в расслабленном состоянии.

2. Старайтесь при работе видеть не только экран.

Ваше зрение должно быть "открытым". Это означает, что даже когда вы, не отрываясь, смотрите на экран, вы должны видеть окружающее пространство - стол, стены, проходящих мимо людей и т. д. Использование периферийного зрения значительно снижает риск возникновения визуального стресса, физической и умственной усталости. Периферийное зрение можно развить путем идентификации различных предметов с правой и левой стороны при взгляде, направленном строго вперед.

Полная визуальная ориентация будет обеспечивать визуальную, физическую и умственную релаксацию, а также способствовать сохранению хорошего зрения.

3. Чаще смотрите вдаль.

Продолжительное фиксирование глаза на экране дисплея неизбежно приводит к утомлению, нагрузкам и, как следствие, глазным заболеваниям. Отсутствие кратких периодов отдыха для глаз является основной причиной возникновения близорукости среди пользователей компьютеров. Не дожидайтесь возникновения болей в глазах, или пелены перед глазами, лучше приобретите привычку давать глазам небольшие передышки. Короткий взгляд вдаль каждые 2-3 минуты не занимает "реального" времени, но помогает расслабить глазные мышцы, препятствует накоплению стресса и усталости, способствует сохранению способности к длительной зрительной концентрации, а также точности и эффективности зрения. Сколь бы простой не казалась вам эта процедура, она надежно обезопасит вас от дискомфортных зрительных ощущений и принесет больше пользы, чем 5-минутные перерывы для отдыха через каждый час работы.
Итак, правильное моргание, расширение поля зрения и соблюдение коротких периодов отдыха для глаз помогает сохранить зрение и повысить эффективность операторской работы.

Принцип 4. Соблюдение режима работы.

По возможности придерживайтесь режима работы, который установлен санитарными нормами, кратковременные, но регулярные перерывы позволят минимизировать отрицательное воздействие компьютера и в течение рабочего дня восстанавливать работоспособность.

Принцип 5. Выполнение оздоровительно-профилактических комплексов упражнений.

Международные конференции, посвященные работе с дисплеями (Берлин, Милан и др.) продемонстрировали широкий размах исследований в области компьютерной безопасности в развитых странах. Вместе с тем отмечалась недостаточность исследований, направленных на использование средств физической культуры для целей оптимизации работы операторов, тогда как именно они могут сыграть решающую роль в сохранении здоровья работающих с компьютерами.

Выполнение операторами ПК комплексов оздоровительных и профилактических упражнений, как выяснили в процессе исследовательских работ специалисты Всероссийского НИИ физкультуры, уменьшает зрительное утомление, усталость пальцев рук, утомление всего организма, способствует улучшению функционирования зрительной, сердечнососудистой и центральной нервной систем.

    не работайте на клавиатуре непрерывно более 30 минут; меняйте характер своей работы в течение дня; используйте любую возможность, чтобы периодически подниматься с места и разминаться; устраивайте разминку перед продолжительной работой; если стынут руки, надевайте легкие перчатки без пальцев; при первых признаках недомогания немедленно обращайтесь к врачу.
    организовывайте работу сотрудников таким образом, чтобы характер выполняемых операций изменялся в течение рабочего дня; проведите оценку регулируемости рабочих мест; проводите учебу персонала, во время которой сообщайте ему о болезнях, связанных с работой на клавиатуре, и о важности их профилактики;
    содействуйте тому, чтобы служащие не скрывали своих проблем, связанных с работой на компьютере.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шаранчинская средняя общеобразовательная школа

Александрово-Заводского района

Забайкальского края

Тема: Влияние ПК на здоровье учащихся.

Исполнитель проекта: учащийся 6 класса Якимов Владимир

Руководитель проекта: Литвиненко Виктория Сергеевна

с. Шаранча 2019 год

1. Теоретическая часть.

1.1. Появление компьютерной зависимости.

1.2. Виды компьютерной зависимости.

1.3. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.

1.4. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.

2. Практическая часть.

2.1. Сведения о респондентах.

2.2. Анализ анкетирования.

    Заключение.

    Используемая литература.

Введение.

Тема: Влияние ПК на здоровье учащихся.

Цель исследования : рассмотреть проблему компьютерной зависимости и влияние на здоровья школьников.

Задачи исследования:

    Изучение литературы и определение роли компьютера в жизни современных школьников.

    Диагностика уровня виртуальной зависимости у ребят.

    Подготовить инструментарий (анкету) для проведения опроса.

    Провести анкетирование.

    Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.

Предмет исследования : изучение и анализ влияния компьютера на здоровье подростков.

Гипотеза: В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако факт влияния компьютера на психическое и физическое здоровье человека очевиден и приобретает все больший размах.

Мне кажется, что и злоупотребление компьютерными играми очень плохо влияет на здоровье. Это мне и предстоит доказать.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

1. Информационная часть работы может быть использована для профилактики возможных заболеваний при работе с компьютером.

2. Полученные данные могут быть использованы в качестве практического руководства и составления рекомендаций.

3. Они могут быть использованы для разработки программ по охране здоровья учеников.

1. Теоретическая часть.

1.1. Появление компьютерной зависимости

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость характеризуется стремлением уйти от повседневности. В этот момент у человека затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

1.2. Виды компьютерной зависимости

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

    Ролевые компьютерные игры

    Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Неважно, какой тип игры человек выбирает – все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютером, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется. Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.

Сетеголизм проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки.

Некоторые признаки сетеголика:

1. Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.

2. Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.

3. Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.

4. Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале, когда вы только садились за компьютер уже в течение длительного времени;.

Симптомы компьютерной зависимости.

    Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

    Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

    Прогулял школу – сидел за компьютером.

    Приходит домой, и сразу к компьютеру.

    Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось). Влияние компьютерной зависимости на человека.

1) В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации.

2) Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.

Нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)

Опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)

Пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой), общее истощение организма - хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.

1.3. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером :

    Сидячее положение;

    Воздействие электромагнитного излучения монитора;

    Перегрузка суставов кистей;

    Стресс при потере информации.

Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.

Воздействие на зрение

В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

1.4. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

Основные правила гигиены зрения.

Комфортное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Гимнастика для глаз. Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха. Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

    Практическая часть

2.1. Сведения о респондентах.

Исследование проводилось на базе МОУ Шаранчинской СОШ. В ходе проводимого исследования приняли участие 6 человек в возрасте от 12 до 17 лет. Было проведено социологическое исследование по теме: «Компьютерная зависимость у подростков и влияние компьютера на здоровье».

В опросе участвовало 6 респондентов, из них 6 мальчиков. Проведена обработка данных по выявлению компьютерной зависимости и влияния компьютера на зрение и на психику.

2.2. Анализ анкетирования .

Проведя анкетирование, я получил следующие результаты:

Большинство (100 %) учащихся имеют компьютер. Все опрошенные начали работать на компьютере в 9-10 лет. Все учащиеся проводят за компьютером до 3 часов в день. 50% ответили, что предпочитают компьютер спорту. Все без исключения играют в компьютерные игры. 80% опрошенных предпочитают прогулки на свежем воздухе. Все ответили, что вовремя работы на компьютере делают зарядку для глаз. Также, общаться респонденты больше любят непосредственно, а не по компьютеру.

Таким образом, проведя анкетирование, мы приходим к следующим выводам:

1. Эта анкета выявила, что компьютер является неотъемлемой частью нашей жизни, прочно вошел в жизнь подростка.

2. Основная масса учащихся имеют доступ к Интернету.

3. Учащиеся проводят за компьютером до 3-х часов в день.

4. У учащихся не была выявлена компьютерная зависимость, которая влечет отрицательные последствия для самого подростка.

Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили возможную причину данного явления. В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение» на общение с компьютером.

Несмотря на общую направленность данной работы - рассмотрение отрицательных сторон влияния компьютерных игр на человека, не стоит забывать о возможности использования компьютерных игр в положительных. При рассмотрении компьютерных игр и виртуальной реальности с отрицательного полюса речь идет о злоупотреблении, о излишне длительном нахождении в виртуальности, что и вызывает негативные последствия. Разумеется, это относится далеко не ко всем людям, увлекающимся компьютерными играми. По данным психологов, около 30% от увлекающихся играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности и 10% находятся на стадии психологической зависимости.

Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все-таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.

Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа с компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.

    Заключение.

Я провёл анкетирование. Выявил учеников, находящихся на стадии формирования зависимости. Основываясь на исследовании и изучив литературу, по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделал вывод , что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию.

Подводя итог, вернемся к нашей гипотезе . Компьютер с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учебе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны – творец сказочных миров, друг, с которым не скучно. Наряду с огромной пользой, которая неоспорима, компьютер оказывает, пагубное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.

Пути решения проблемы

Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Самый простой и доступный способ решения зависимости - это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

    Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

    Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

    Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

    Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

    Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

    Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

4. Используемая литература.

1. Бурова В. А. «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости» (http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm)

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., "Можайск-Терра" , 2000, с.11-40

3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета //гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. С. 100-131.

4. Жичкина А. Пространство, населенное другими.// Интернет. 1999 № 16 (в соавторстве с Е.П. Белинской) с. 76-81

выполнена учителем информатики
МОУ «СОШ №2 г.Ершова»
Мариной Валентиной Николаевной (Ершов, 2011)

Цель работы: Определить влияние компьютера на здоровье детей и дать рекомендации по сохранению здоровья при работе за компьютером.

Задачи:
1. Провести анкетирование об использовании компьютера детьми, опрос о применении различных технологий по сохранению здоровья при работе за компьютером.
2. Выявить основные вредные факторы при работе на компьютере.
3. Рассмотреть элементы здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером в школе и дома.

Актуальность темы.

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. Анкетирование показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.

Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер - это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер - друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.

Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютеры для разных целей. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Основные вредные факторы

При работе за компьютером

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

  • стеснённая поза,
  • заболевания суставов кистей рук,
  • затрудненное дыхание,
  • развитие остеохондроза,
  • наличие излучения от монитора,
  • психическая нагрузка и стресс при потере информации,
  • компьютерная зависимость.
  • По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

    Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

    Нельзя работать за компьютером в темноте.

    Ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы - 20 минут, старшей школы - 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.

    Стеснённая поза. Сидя за компьютером, нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на органах управления (клавиатура, мышь, джойстик). Это вынуждает тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы при длительной работе за компьютером возникают следующие нарушения:

    Заболевания суставов кистей рук (при работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания).

    Затрудненное дыхание (вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке).

    Остеохондроз (при длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника).

    Излучение. То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но потенциал между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека разгоняет пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки.

    Психическая нагрузка и стресс при потере информации. Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер - всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

    Компьютерная зависимость.
    Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр). Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.

    Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером в школе.

    Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

    1. Создать в кабинете соответствующие условия для работы:

    • удобная мебель и её правильная расстановка (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди),
    • воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19- 210С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),
    • освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),
    • контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров),
    • чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),
    • эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)
    • грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).

    2. Систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также физкультминутки общего назначения.

    3. Тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.

    4. Создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или народная мудрость, в других - юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха при выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека).

    5. Чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Очень интересными, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность, где не обойтись без использования ИКТ.)

    Здоровьесберегающие технологии при работе за компьютером дома.

    Учитывая эти факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).

    Для снятия нагрузки на зрение:

    • Подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см).
    • Необходимо каждые 10-20 минут делать перерывы - давать отдохнуть глазам (возможно ребенку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере).

    При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, необходимо ребенку:

    • в процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки,
    • работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу,
    • сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, кроме того, детям нравится кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном и заставляет их двигаться - менять положение тела),
    • регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.

    Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электронно-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они “впиваются” в кожу пользователя. Поэтому:

    • в комнате, где стоит компьютер, нужно чаще делать влажную уборку, вытирать пыль.
    • закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.

    Занятия на компьютере требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного “виртуального” мира. В связи с этим:

    • чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры).
    • заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы),
    • нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми),
    • в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

    Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.

    Родители по теме «Компьютер и здоровье детей» могут найти много интересной информации. Предлагаю несколько полезных ссылок:

    • Как сохранить здоровье ребенка при работе за компьютером?
    • Как сохранить зрение ребенка в век компьютеров?
    • Как защитить ребенка от насилия, жестокости и от дурных проявлений в сети Интернет?
    • Влияние компьютера на психику человека
    • Тест на компьютерную зависимость.
    • Компьютер и ребенок дошкольного возраста.

    Заключение.

    Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны - творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.

    Список литературы.
    1. Здоровьесберегающие технологии - http://wmarina2007.narod.ru/zdorovesberezhenie/
    2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.
    3. Компьютер и здоровье ребёнка - http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631
    4. Компьютер и ребенок: все за и против - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816
    5. Родительское собрание «Компьютер - не забава» - http://www.edu.murmansk.ru/
    6. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». - // http://www.ecobest.ru/snip/folder-7/list-39.
    7. Учебно-исследовательская работа "Определение соответствия кабинета информатики санитарно-гигиеническим нормам" - http://www.poznanie21.ru/current/42067.php

    Приложение 1. Анкета для учащихся.

    1. Есть ли у вас дома компьютер?

    2. В каком возрасте вы начали работать за компьютером?

    3. Сколько времени в день в среднем вы проводите за компьютером?

    4. Как вы думаете, сколько времени в день можно работать за компьютером?

    5. Сколько по времени может продолжаться непрерывная работа за компьютером?

    6. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?

    а) пользуюсь по мере необходимости (для выполнения конкретных заданий),
    б) люблю «гулять» по страницам Интернета, когда отдыхаю,
    в) часто ищу информацию и общаюсь,
    г) не представляю жизни без него.

    7. Что вас больше интересует (чему вы отдадите предпочтение):

    а) компьютер или чтение книги,
    б) компьютерная или спортивная игра,
    в) прогулка на свежем воздухе или компьютер,
    г) непосредственное «живое» общение с другом или общение с помощью компьютера?

    8. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

    9. Делаете ли вы при работе за компьютером гимнастику для глаз?

    10. Устают ли у вас при работе за компьютером спина, шея, руки?

    11. Делаете ли вы физминутки в перерывах при работе за компьютером?

    12. Какова рода деятельностью вы занимаетесь за компьютером? Из предложенных вариантов выберите один или несколько вариантов, на которые приходится большая часть времени, проводимого за компьютером:

    а) готовитесь к урокам, ищете «учебную» информацию (материал к докладам, рефератам, презентациям и т.п.),
    б) ищете в Интернете «внеучебную» информацию (музыку, изображения, интересные ролики, гороскопы, прогнозы погоды и т.д.),
    в) общаетесь (в режиме on-line, по электронной почте, на форумах и т.д.),
    г) смотрите фильмы, читаете электронные книги, слушаете музыку,
    д) играете в компьютерные игры.

    13. Играете ли вы хоты бы иногда в компьютерные игры? Если «да», ответьте на следующие вопросы:

    а) В какие игры вы любите играть (логические или ролевые игры, симуляторы, «стрелялки», «бродилки» и т.д.)?
    б) Сколько времени в день в среднем проводите за компьютерными играми?
    в) Легко ли вы отрываетесь от игры?
    г) Можете ли вы «заигравшись» забыть поесть, почистить зубы и т.д.? Есть ли у вас постоянное желание играть?

    Приложение 2. Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ).

    ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

    1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
    2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
    3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

    ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

    1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
    2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
    3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    ФМ для снятия утомления с туловища.

    1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
    2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
    3. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и.п., 5-8 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

    Приложение 3. Гимнастика за компьютером (упражнения взяты с сайта «Vita - жизнь, здоровье и успех»)

    1. Сидя на стуле, выпрямите спину, руки положите на колени. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положите руку снова на колени - выдох. Затем повторите движения левой рукой. Это упражнение активизирует ваше дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.
    2. Исходное положение то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пальцы над полом, сделайте перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.
    3. Сложите руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затѐкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.
    4. Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернитесь в исходное положение.
    5. Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитируйте ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.
    6. Кисти к плечам. Поверните корпус тела, потянитесь локтѐм к спинке стула, это улучшит работу суставов позвоночника.
    7. Руки за голову. Сделайте поворот направо, потом - налево. Упражнение разминает мышцы шей и улучшает работу суставов в шейном позвоночнике.
    8. Сядьте и плотно прижмитесь к спинке стула, позвоночник прямой. Плавно наклоните голову к плечу, затем сделайте несколько пружинящих поворотов головы в одну и другую стороны. Представьте, что на груди у вас лежит мячик и попробуйте столкнуть его подбородком. Глаза при этом открыты и следят за движением головы - тем самым параллельно делаете гимнастику для глаз. ВНИМАНИЕ: это упражнение нужно делать плавно и аккуратно, чтобы не заклинило шейные суставы.

    Приложение 4. Физкультминутки в стихах на уроках информатики.

    Ученики за учителем повторяют движения.

    1-
    Быстро встали, улыбнулись,
    Выше-выше подтянулись.
    Ну-ка плечи распрямите,
    Поднимите, опустите.
    Вправо, влево повернитесь,
    Рук коленями коснитесь.
    Сели, встали, сели, встали,
    И на месте побежали.

    Из-за парт мы выйдем дружно,
    Но шуметь совсем не нужно,
    Встали прямо, ноги вместе,
    Поворот кругом, на месте.
    Хлопнем пару раз в ладошки.
    И потопаем немножко.

    А теперь представим, детки,
    Будто руки наши - ветки.
    Покачаем ими дружно,
    Словно ветер дует южный.
    Ветер стих. Вздохнули дружно.
    Нам урок продолжить нужно.
    Подравнялись, тихо сели
    И на доску посмотрели.

    Раз - подняться, подтянуться,
    Два - согнуться, разогнуться,
    Три - в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре - руки шире.
    Пять - руками помахать,
    Шесть - за парты сесть опять.

    На бугре стоит сосна,
    К небу тянется она.
    (Стоя на одной ноге, потягиваемся - руки вверх)
    Тополь вырос рядом с ней,
    Быть он хочет подлинней.
    (Тоже самое, стоя на другой ноге)
    Ветер сильный налетал,
    Все деревья раскачал.
    (Наклоны корпуса влево-вправо)
    Ветки гнутся взад-вперёд,
    Ветер их качает, гнет.
    (Рывки руками перед грудью)
    Ветер стал немного тише
    Ветки опустились ниже
    (Опускаем медленно руки - в стороны и вниз)
    Ветер вовсе улетел,
    Мотылёк на тополь сел.
    (Присаживаемся за парты)

    Мы все вместе улыбнемся,
    Подмигнем слегка друг другу,
    Вправо, влево повернемся
    (повороты влево-вправо)
    И кивнем затем по кругу.
    (наклоны влево-вправо)
    Все идеи победили,
    Вверх взметнулись наши руки.
    (поднимают руки вверх- вниз)
    Груз забот с себя стряхнули
    И продолжим путь науки.
    (встряхнули кистями рук)

    Утром бабочка проснулась,
    Улыбнулась, потянулась!
    Раз - росой она умылась,
    Два - изящно покружилась,
    Три - нагнулась и присела,
    На четыре - улетела.

    Приложение 5. Комплекс упражнений гимнастики для глаз (приложение к Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»)

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 4-5 раз.
    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
    4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

    Приложение 6. Родительское собрание «Компьютер в жизни ребёнка»

    • расширить представление родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером;
    • познакомить с рекомендациями по сохранению здоровья детей при работе за компьютером.

    Ход собрания

    I этап. Выступление учителя.

    Уважаемые родители! Сегодня мы собрались обсудить тему «Компьютер в жизни ребёнка». Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни; в школе и дома - компьютер сопутствует нашим детям. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но нам нужно, чтобы «общение» с компьютером не навредило здоровью детей, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга».

    II этап. Обсуждение результатов анкетирования

    (Предварительно проводится анкетирование учащихся класса, и подводятся итоги, представленные с помощью презентации.)

    III этап. Работа по группам.

    Родители делятся на две группы, одна группа выявляет все «плюсы» компьютера, другая - его «минусы». По окончании работы варианты групп заслушиваются и дополняются.
    На основании работы в группах делается вывод, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет) и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

    Памятка для родителей:

    • Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.
    • Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).
    • Подобрать стол (оптимально использование специального компьютерного стола с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющего менять позу) и стул (желательно использование специального крутящегося стула с регулируемой высотой), чтобы ребёнок мог соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см) и взгляд был бы направлен в центр монитора.
    • В процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки.
    • Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальной школы должна быть не более 15 минут, основной школы - 20 минут, старшей школы - 25-30 минут. По истечении этого времени необходимо прерывать «общение» с компьютером, делать мини-зарядку и гимнастику для глаз.
    • В комнате, где стоит компьютер, нужно часто делать влажную уборку, вытирать пыль. Закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.
    • Чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры), заострять внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы).
    • Нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми), в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

    V этап. Рефлексия.

    • Что нового вы узнали на собрании?
    • Какую информацию примите к сведению и возьмёте на вооружение?
    • Какие вопросы в рамках этой темы вы хотели бы обсудить дополнительно?