Условия применения информационных технологий в начальной школе. Доклад "Информационные технологии в начальном образовании: теория и практика". Похожие работы на - Информационные технологии в начальной школе

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Применение информационно- коммуникативных технологий в работе учителя начальных

классов является необходимостью. В связи с этим в нашу жизнь прочно вошли такие понятия,

как «информационные технологии», «коммуникационные технологии», «новые

информационные технологии обучения», «цифровые образовательные ресурсы»,

«интерактивная доска» «мультимедийные презентации» и др. Владение информационными

технологиями в современном мире стоит в один ряд с такими качествами, как умение читать и

писать. Человек, который владеет технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль

мышления, может иначе подойти к оценке возникшей проблемы, к организации своей

деятельности. Одним из результатов обучения в начальной школе должна быть готовность

детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать

полученную информацию для дальнейшего самообразования. Информационные технологии в

современной школе нужно рассматривать как один из методов обучения.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет мне развивать умение учащихся

рационально использовать Интернет, ориентироваться в информационных потоках

окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать

умения, позволяющиеобмениваться информацией с помощью современных технических

ИКТ можно использовать в следующих направлениях:

1. Ведение рабочей документации в электронном формате.

Данное направление включает в себя: составление календарно- тематического

планирования по предметам, методических копилок, разработки классных часов, подготовка

карточек для индивидуальной работы и мониторинга уровня достижений учащихся. В нашей

школедостаточно активно идёт работа по созданию портфолио учителя и портфолио ученика.

В школе ведётсяэлектронный журнал, что позволяет своевременно доводить информацию до

родителей, отвечать на их вопросы, размещать новости, план мероприятий в школе и классе и

их результаты, фоторепортажи, расписание уроков

2. Использование на уроках и при выполнении домашнего задания мультимедийных

3. Создание мультимедийных презентаций.

Ученики 1- 4 классов имеют наглядно- образное мышление, поэтому очень важно строить

их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, В

методической копилке мною собран большой объём мультимедийных материалов по

изучаемым предметам. На своих уроках я использую презентации, найденные в Интернете, а

также созданные самой. Использование на уроках фильмов позволяет повысить внимание,

создает положительный эмоциональный фон. Их основой является анимация, которая

позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов

учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д. При проведении

мониторингов применяю тестирование. Данный вид контроля позволяет объективно сравнить

достижения учащихся, с последующей статистической обработкой результатов. В процессе

подготовки к урокам учу детей находить нужную информацию. Например, к докладу, либо

реферату по окружающему миру ребята ищут материал в различных энциклопедиях: «Детская

энциклопедия Кирилла и Мефодия» «Энциклопедия животных», «Природа России», учатся

работать с толковыми и орфографическими словарями, с помощью родителей ищут материал

на других сайтах. Найденный материал содержит не только текстовую информацию, но и

фотографии, видео, анимацию, карты, схемы, викторины. На наших уроках, кроме сведений из

статей учебника, открывается новое, неизвестное, добытое из электронных источников и

Интернета. Ребята представляют и защищают свои проекты по разным темам.

Использования презентаций на уроках в начальных классах.

А. На уроках математики с помощью слайдов, осуществляется работа над задачами,

проводится устный счет, разгадываются математические кроссворды.

наглядность. Начиная с первого класса, ребята учатся понимать задачу, поэтому к уроку

большое количество времени. Сейчас же эта проблема решена с помощью презентаций.

Б. На уроках русского языка я стараюсь заинтересовать ребят, используя разнообразные

дидактические приёмы, грамматические сказки, интересные рисунки, шарады и ребусы. Ведь

не секрет, что для многих учащихся уроки русского языка неинтересны, скучны. Психологами

доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительными

использовать при работе над сочинением: составление плана, вопросов, нахождение трудных

слов. А если идёт работа по картине, то можно представить и саму картину.

В. Мои уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций,

видеороликов, фильмов. Картины окружающей нас природы, животного мира, моря, океаны,

природные зоны, круговорот воды, цепи питания –всё можно отразить на слайдах.

Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный

и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и

помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. Для проверки знаний

также есть достаточно материала: тесты, кроссворды, ребусы, шарады –всё делает урок

увлекательным, а значит, запоминающимся.

Г. Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты

писателей и поэтов, художников и композиторов, знакомство и сих биографией и творчеством,

составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки - всё становится

интересным.

Д. На уроках технологии и изобразительного искусства презентации используются также

успешно: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения

рисунка, образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности и т.д.

4. Исследовательская работа учащихся.

Выполнение исследовательских проектов нацелено на развитие познавательной

деятельности учащихся и их самостоятельной работы по поиску, сбору, обработке и анализу

информации. Защита проекта учащегося проходит в форме презентации.

Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, на уроке экономится до 30%

учебного времени, нежели при работе у классной доски. Педагог не должен думать о том, что

ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ивсе

написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым

реагировать на изменяющуюся ситуацию.

5. Использование Интернет- ресурсов.

Интернет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно

пополняется. В последнее время в Интернете появились многочисленные образовательные

сайты и порталы, форумы, сетевые ресурсы по различным предметам, сетевые сообщества

учителей и учеников, сетевые образовательные журналы. Интернет можно считать способом

самообразования и саморазвития. Дети становятся ищущими, жаждущими знаний,

неутомимыми, творческими.

6. Дистанционное обучение учащихся, интернет- олимпиады, интернет- марафоны.

Многие учащиеся моего класса принимают активное участие в интернет- марафонах,

интернет-олимпиадах. Мы, педагоги, имеем возможность участвовать в работе интернет-

форумов, интерне- педсоветах и др.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов является необходимостью. В связи с этим в нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «информационные технологии», «коммуникационные технологии», «новые информационные технологии обучения», «цифровые образовательные ресурсы», «интерактивная доска» «мультимедийные презентации» и др. Владение информационными технологиями в современном мире стоит в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, который владеет технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, может иначе подойти к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Одним из результатов обучения в начальной школе должна быть готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать полученную информацию для дальнейшего самообразования. Информационные технологии в современной школе нужно рассматривать как один из методов обучения.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет мне развивать умение учащихся рационально использовать Интернет, ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

ИКТ можно использовать в следующих направлениях:

1. Ведение рабочей документации в электронном формате.

Данное направление включает в себя: составление календарно-тематического планирования по предметам, методических копилок, разработки классных часов, подготовка карточек для индивидуальной работы и мониторинга уровня достижений учащихся. В нашей школе достаточно активно идёт работа по созданию портфолио учителя и портфолио ученика. В школе ведётся электронный журнал, что позволяет своевременно доводить информацию до родителей, отвечать на их вопросы, размещать новости, план мероприятий в школе и классе и их результаты, фоторепортажи, расписание уроков

2. Использование на уроках и при выполнении домашнего задания мультимедийных дисков.

3. Создание мультимедийных презентаций.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, В методической копилке мною собран большой объём мультимедийных материалов по изучаемым предметам. На своих уроках я использую презентации, найденные в Интернете, а также созданные самой. Использование на уроках фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон. Их основой является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д. При проведении мониторингов применяю тестирование. Данный вид контроля позволяет объективно сравнить достижения учащихся, с последующей статистической обработкой результатов. В процессе подготовки к урокам учу детей находить нужную информацию. Например, к докладу, либо реферату по окружающему миру ребята ищут материал в различных энциклопедиях: «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» «Энциклопедия животных», «Природа России», учатся работать с толковыми и орфографическими словарями, с помощью родителей ищут материал на других сайтах. Найденный материал содержит не только текстовую информацию, но и фотографии, видео, анимацию, карты, схемы, викторины. На наших уроках, кроме сведений из статей учебника, открывается новое, неизвестное, добытое из электронных источников и Интернета. Ребята представляют и защищают свои проекты по разным темам.

Использования презентаций на уроках в начальных классах.

А . На уроках математики с помощью слайдов, осуществляется работа над задачами, проводится устный счет, разгадываются математические кроссворды.
В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность. Начиная с первого класса, ребята учатся понимать задачу, поэтому к уроку необходимы иллюстрации, рисунки и чертежи к задаче. Раньше на это тратилось достаточно большое количество времени. Сейчас же эта проблема решена с помощью презентаций.

Б . На уроках русского языка я стараюсь заинтересовать ребят, используя разнообразные дидактические приёмы, грамматические сказки, интересные рисунки, шарады и ребусы. Ведь не секрет, что для многих учащихся уроки русского языка неинтересны, скучны. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительными эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Презентацию очень удобно использовать при работе над сочинением: составление плана, вопросов, нахождение трудных слов. А если идёт работа по картине, то можно представить и саму картину.

В . Мои уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций, видеороликов, фильмов. Картины окружающей нас природы, животного мира, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепи питания – всё можно отразить на слайдах. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. Для проверки знаний также есть достаточно материала: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а значит, запоминающимся.

Г . Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей и поэтов, художников и композиторов, знакомство и сих биографией и творчеством, составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки - всё становится интересным.

Д . На уроках технологии и изобразительного искусства презентации используются также успешно: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка, образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности и т.д.

4. Исследовательская работа учащихся .

Выполнение исследовательских проектов нацелено на развитие познавательной деятельности учащихся и их самостоятельной работы по поиску, сбору, обработке и анализу информации. Защита проекта учащегося проходит в форме презентации.

Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, на уроке экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Педагог не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. К тому же учитель имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

5. Использование Интернет-ресурсов.

Интернет является огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. В последнее время в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые ресурсы по различным предметам, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы. Интернет можно считать способом самообразования и саморазвития. Дети становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими.

6. Дистанционное обучение учащихся, интернет-олимпиады, интернет-марафоны.

Многие учащиеся моего класса принимают активное участие в интернет-марафонах, интернет-олимпиадах. Мы, педагоги, имеем возможность участвовать в работе интернет- форумов, интерне- педсоветах и др.

7. Использование ИКТ во внеурочной работе.

Во внеурочной деятельности в начальной школе применение ИКТ просто необходимо. Используя презентации, учитель может провести беседы, занятия по ПДД и ОБЖ, внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы, что позволяет красочно и наглядно представить любой материал. Итогом всех мероприятий служат создание мультимедийных альбомов с фотографиями, видеороликов и т.д.

Компьютер незаменим в общении с родителями, которые могут задать вопросы на интересующие их темы на мой адрес в Интернете. На своей страничке размещаю фотографии с внеклассных мероприятий, поздравляю родителей и детей с Днем рождения и праздниками. Это дает возможность быть ближе к детям и их родителям, возникают доверительные отношения, дети лучше учатся и творчески относятся к урокам и внеклассной деятельности.

8. Выступления с опорой на презентацию.

Без использования ИКТ уже сложно представить выступления на педагогических советах, родительских собраниях, когда наглядно можно преподнести материал, сопроводив его диаграммами, схемами, таблицами.

В работе педагогу необходимо помнить, что организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не навредить здоровью. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок, я тщательно продумаю цель, место и способ использования ИКТ. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Я уверена, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень интерес к учебе.

Литература:

1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1,2008г.
2. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе
3. Константинова И.Н. «ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя» 2009г


«Применение информационных технологий в начальной школе»

Современный этап развития информатизации образования предоставил новые возможности более разностороннего использования компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, как в организации учебного процесса, так и в дальнейшей организационно-методической поддержке самостоятельной работы в рамках традиционных технологий обучения, в предоставлении дополнительных возможностей самообразования личности и разработке новых комплексных технологий обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения построен на компетентностном подходе, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Личностно-ориентирован-ный подход к обучению реализуется через внедрение следующих технологий: проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы в обучении, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, систему инновационной оценки «портфолио», технология развития критического мышления.

Под председательством Владимира Путина 23 декабря 2015 года в Кремле состоялось Сделать российскую школу одной из лучших в мире. Такую цель поставил Владимир Путин на заседании Госсовета по вопросам общего образования. По словам Президента, важно выйти на новый уровень как в содержании, так и условиях обучения. Для этого необходимо шире использовать преимущества информационных технологий.

Под информационной технологией понимается совокупность методов, аппаратных и программных средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, позволяющих расширить знания людей, повысить надежность и оперативность управления техническими и социальными процессами, снизить трудоемкость процессов использования информационных ресурсов.

Термин “информационные технологии” часто используют как синоним термина “компьютерные технологии”, однако компьютерные технологии являются лишь одной из составляющих частей информационных технологий.

При этом информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, составляют термин “современные информационные и коммуникационные технологии”.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ аудио, кино, видео).

Компьютерные (новые информационные) технологии развивают идеи программиро-ванного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности. Применение компьютеров в учебном процессе сделает знания учеников более прочными и глубокими, повысит их способности к самообучению. При этом обязательно должны сократиться временные издержки на получение заданного результата. Следует добиваться, чтобы на всех этапах учебной деятельности информационные технологии заняли адекватное место.

Различают три варианта компьютерных технологий:

I – как “проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс основано на учёте следующих возрастных особенностей младших школьников:

наглядно-образное мышление;

неравномерное и недостаточное развитие анализаторов;

смена ведущей деятельности с игровой на учебную;

высокая степень эмоциональности.

О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.

Рассмотрим основные организационные модели использования КТ в образовательном процессе начальной школы МБОУ «Лицей №101» г. Барнаула.

1. Компьютерный класс. Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно - урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25-30 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы (урок информатики в 4 классе).

2. Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера (урок русского языка, литературы, математики, технологии).

Обучение грамоте и письму. Работа с мультимедийными презентациями у детей появился познавательный интерес. Работа с тренажером позволяет обучающимся усвоить элементы написания букв и узоров.

Чтение. Применение ИКТ на уроках значительно увеличило мотивацию, у детей появился читательский интерес.

Русский язык. Мультимедийные презентации с успехом используем на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения. На экране можно выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связанный текст, в занимательной форме познакомиться со словарным словом, провести орфографическую минутку.

Математика. Применение презентаций на уроке усиливает мотивацию школьников при изучении материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала и развитию математических способностей. При помощи средств ИКТ можно решить проблему дефицита подвижной наглядности (сравнение способом наложения геом. фигур, решение задач на движение, анализ взаимоотношений множеств и т.д.).

Технология. Применение обучающих программ позволяет ребенку усвоить и овладеть техникой вышивания, шитья и моделирования из бумаги.

Образовательный Стандарт формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Специфика предмета «Окружающий мир» позволяет успешно формировать ИКТ-компетентность учащихся. Содержание предмета успешно осваивается с использованием технологий фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе. Инструментами ИКТ в данном случае являются фото- и видеокамеры, микрофон, школьные переносные лаборатории, цифровые датчики, цифровой микроскоп. С помощью этих инструментов может осуществляться планирование и проведение несложных наблюдений, опытов, сбор числовых данных. Практически каждая тема курса «Окружающий мир» может изучаться в процессе создания соответствующих ей информационных объектов.

3. Компьютер у обучающегося дома.

В данной модели, когда компьютер приобретается в дом именно для ребёнка, большую роль играют электронные учебные материалы. Это индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования и работа с медиатекой совместно с родителями или учителем на дому, в случае, когда ребёнок не может посещать школу (из-за болезни, морозов, обучение на дому).

Роль учителя на уроке с использованием ПК - организатор всего урока и консультант. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.

Урок – основной элемент образовательного процесса. Целью личностно- ориентированного урока является создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Возможна интеграция методов обучения на этапах урока.

Этапы урока

Учебные материалы

Компьютерные технологии

Взаимосвязь

Этап оргмомента

Словесный метод обучения

Этап мотивации и целеполагания

Словесного и репродуктивного метода обучения

Этап актуализации знаний

Словесного, наглядного и репродуктивного метода обучения видеометод

Этап открытия новых знаний и способов действий

(мультимедия)

видеометод

Этап первичного применения

Практического, наглядного, игрового и репродуктивного метода обучения

видеометод

Этап контроля результатов деятельности

Практического, наглядного и репродуктивного метода обучения

видеометод

Этап подведение итогов

Репродуктивного метода обучения

Этап рефлексии деятельности

Репродуктивный метод обучения

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского обра-зования является внедрение в учебный процесс средств информационных компьютерных технологий , обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности. Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения дает возможность обеспечить самостоятельность обучающихся при изучении нового материала при работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить свой уровень подготовки по конкретной теме на данный момент времени. Использование средств мультимедиапроекции позволяет проиллюстрировать естественно-научный процесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определенной тематике или по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Интерактивные средства обучения призваны обеспечить создание информационно-образовательной среды, содействующей (при поддержке педагогических работников):

достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

организации эффективной самостоятельной работы обучающихся по поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

выявлению и развитию способностей обучающихся, в том числе за счет формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, работе с одаренными детьми;

организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

эффективному использованию учебного времени, в том числе за счет уменьшения трудоемкости выполняемых педагогическим работником действий по передаче знаний, умений и навыков путем автоматизации части профессиональных задач.

Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогам использовать такие методы и приемы обучения, которые способствуют развитию познавательных процессов обучающихся. При этом предусматривается

возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации школьников для их активного участия в образовательной деятельности (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.)

Современная система средств обучения реализуется в форме автоматизированных рабочих мест (АРМ) педагогического работника и обучающегося, включающих в себя инновационные и традиционные средства обучения, поддерживаемых инструктивно-методическими материалами, а также модулями программ повышения квалификации по их использованию в образовательном процессе.

Рассмотрим схему автоматизированных рабочего места педагога и обучающегося (рис.1,2,3)

рис.1

рис.2

рис.3

МИКРОСКОПЫ. Цифровой микроскоп - разновидность традиционного оптического микроскопа, который использует оптику и CCD -камеру2 для вывода цифрового изображения на монитор ПК, иногда с помощью программного обеспечения, установленного на компьютере.

Цифровой микроскоп отличается от оптического микроскопа тем, что в нем отсутствует обычный для светового микроскопа окуляр. Поскольку оптическое изображение проецируется непосредственно на CCD -камеру, вся система рассчитана на изображение на мониторе и оптика для человеческого глаза отсутствует.

Цифровой микроскоп - очень широкий термин, который включает в себя разные модели: цифровые приставки к световому микроскопу, USB-микроскопы (простые USB-микроскопы наиболее полезны при рассмотрении плоских объектов (таких как монеты, печатные платы) или документов (таких как банкноты);

Digital-микроскопы (устройство, которое подключается к компьютеру и требует установки специального программного обеспечения для работы. Как правило, имеет нижнюю подсветку, позволяющую рассматривать прозрачные объекты (микропрепараты). Кроме этого, в зависимости от модели, позволяет получить изображения высокого качества);

Digital-микроскопы « всё-в-одном ». В дополнение к микроскопам общего назначения производятся специализированные приборы для конкретных применений. Эти устройства могут иметь диапазон увеличения до 0-7000x, обычно « всё-в-одном » (не требуется компьютер) и могут быть портативными. Они также отличаются от микроскопов USB не только качеством изображения, но и качеством производства, гарантирующим этим типам систем длительный срок службы.

Педагогические преимущества использования цифрового микроскопа

С использованием цифрового микроскопа проведение практических и лабораторных работ переходит на качественно новый уровень. Цифровой микроскоп дает возможность:

изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;

использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;

изучать объект в динамике;

создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;

использовать изображения объектов на бумажных носителях.

При этом реализуются основные дидактические принципы обучения, а особенно - принцип наглядности и принцип научности.

Он обеспечивает решение образовательных задач участниками образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

проведение, фиксация и сохранение результатов наблюдений, экспериментов;

обеспечение условий эффективной самостоятельной работы обучающихся.

Цифровые микроскопы применяем на уроках окружающего мира и внеурочных занятиях.

Система контроля и мониторинга качества знаний Promethean и PROClass - это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений обучающихся. Представлен программно-аппаратным комплексом, включающим в себя программное обеспечение, устанавливаемое на персональный компьютер, и комплектом оборудования, состоящим из приемника сигналов и беспроводных пультов для ответа на вопросы педагога. PRO… может быть успешно использована в начальной, основной и старшей общеобразовательной школе, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

В аудитории, где проводятся занятия, необходимо наличие одного компьютера (для учителя) и проектора. К компьютеру подключается приемник сигналов, мультимедийный проектор и устанавливается программное обеспечение. Учащимся раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы педагога. В ходе занятия педагог задает вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, и учащиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.

Система Promethean

    Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня mē-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать».

    Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс.

На математике в первом классе по теме «Сложение» прошла апробация электронного оборудования «Прометей» 2013-2014г.

МЫ учились сначала регистрироваться, затем инструктаж как работать, потом работали, делились впечатлениями и проводили рефлексию. Дети были заинтересованы, познавательная активность повышалась, трудности были с кнопками вначале, рефлексия – мне понравилось работать с прометем, я бы хотел иметь дома такую системы, я бы хотела узнать другие возможности Прометея.

Из 20 человек справились с заданием верно- 8 человек (40%), допустили ошибку – 12 человек (60%). Необходимо продолжить работу с оборудованием, чтобы процент правильно выполнивших задание увеличился в 2 раза!

Анонимный, поименный

Типы вопросов

Одинарный спонтанный вопрос

Одинарный вопрос, подготовленный заранее в Мастере вопросов и ответов с помощью шаблонов оформления

Контрольная работа (тест из многих вопросов), подготовленная заранее в Мастере вопросов и ответов (тексты вопросов поочередно отображаются на экране пультов)

Функции голосования интегрированы в программу MS PowerPoint с помощью утилиты ActivOffice (предусмотрена возможность бесплатного скачивания дополнительного программного приложения ActivOffice компании Promethean с сайта prometheanplanet . com )

Возможно проведение спонтанного голосования поверх любых открытых программных окон с помощью утилиты ExpressPool .

Типы ответов

Текстовый и числовой ввод

Ввод математических и естественнонаучных формул

Множественный выбор (выбор одного или нескольких вариантов ответа из предложенных)

«Правда-ложь»

Сортировка по порядку

Степень согласия (Шкала Ликерта) Шкала Ликерта (Шкала Ликерта; англ. Likert scale , шкала суммарных оценок) - психометрическая шкала, которая часто используется в опросниках и анкетных исследованиях (разработана в 1932 году Ренсисом Ликертом). При работе со шкалой испытуемый оценивает степень своего согласия или несогласия с каждым суждением, от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Сумма оценок каждого отдельного суждения позволяет выявить установку испытуемого по какому-либо вопросу

Мастер вопросов и ответов

Компания "Прометей-М" в 2014 году совместно с партнерами из Ульяновска представила высокотехнологичное интерактивное оборудование британской компании Promethean - интерактивную доску ActivBoard серии 500 Pro , программное обеспечение ActivInspire , системы интерактивного голосования ActiVote и ActivExpression 2, средства визуализации информации и многое другое.

Портативная система интерактивного голосования ActivExpression 2 (СИТУ)

    Все ответы и время ответа заносятся в журнал и при желании могут выводиться на доску по мере поступления.

Вы можете:

    Быстро создавать многоуровневые наборы вопросов и подгонять их под нужды ваших учеников.

    Способствовать бесстрессовой соревновательности, давая ученикам возможность отвечать на вопросы с собственной скоростью.

    Превратить сеанс голосования в соревнование на скорость, отображая ответы на доске по мере их поступления.

    Отслеживать общие тенденции и индивидуальные показатели каждого ученика.

    Флипчарт это большое прямоугольное рабочее пространство в окне ActivInspire, на котором разрабатываются уроки. (В флипчарте возможность работы с инструментами: линейка, циркуль, транспортир, перо, ластик и т.д., как в интерактивной доске.

Педагогические преимущества PRO…

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет

анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися при индивидуальной и групповой работе, проводить промежуточные и итоговые контрольные работы. После каждого блока изложенного учебного материала обучающиеся, отвечая на вопросы при помощи пультов, могут продемонстрировать свои знания и умения. По окончании занятия можно экспортировать результаты опроса в любое приложение для работы с таблицами (например, в Excel), провести анализ результатов.

Программное обеспечение, поставляемое с системой контроля и мониторинга качества знаний, содержит наборы готовых тестов, позволяет педагогу создавать собственные тесты.Программное обеспечение PRO… «Система контроля и мониторинга качества знаний» – современное средство оценки знаний обучающихся. Система позволяет быстро и эффективно провести текущий, урочный и итоговый контроль знаний, не нарушая целостности образовательного процесса. Программное обеспечение позволяет в удобной форме осуществлять контроль присутствия обучающихся. База данных сохраняется в памяти компьютера, наполняет портфолио учебных достижений ученика, позволяет проводить мониторинг качества знаний обучающегося в течение всего периода обучения.

Применение возможно на этапах урока в соответствии с УУД

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу.

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий.

Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия.

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» .

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям).

Планируется использование Цифровых лабораторий «Архимед 4.0»

Они будут способствовать:

    Повышению интереса к предмету

    Развитию навыков работы с интересной и современной техникой,

компьютерными программами

    Формированию опыта исследовательской работы

    Опыта информационного поиска

    Презентации результатов исследования

    применять современные информационные технологии для обработки результатов естественнонаучного эксперимента.

Использование интерактивного оборудования «за»

    Мотивация, наглядность, иллюстрирование, интерактивность;

    Доступность сложного материала, оперативность;

    Моделирование эксперимента;

    Индивидуальная работа;

    Классификация цифровых объектов с использованием галереи;

    Окупаемость времени затраченного на подготовку к уроку;

    Систематизация ЗУН при малом количестве времени;

«Против »

    Большая затрата времени учителя при подготовке к уроку;

    Здоровьесбережение.

Следовательно, КТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. КТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием КТ должна быть чётко продумана и дозирована.

В соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Таким образом, применение КТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования КТ.

Эффективность использования технологии можно представить участием обучающих-ся в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах.

Динамика применения компьютерных технологий 2013-2015(на примере одного класса)

Год

Количество участников

Победители

2013 год

3

2

2014 год

28

18

2015 год

56

40

К внедрению ИКТ в настоящее время предъявляются достаточно высокие требования, поскольку развитая современная учебно-материальная база организации образовательного процесса является одним из факторов обеспечения качества учебного процесса в образова-тельном учреждении. Школа обязана обеспечить содержание принадлежащей ей учебно-материальной базы на уровне требований, определенных соответствующими нормативными документами. Учебно-материальная база - это комплекс учебных объектов, оснащённых техническими средствами обучения и демонстрации, программно-методического обеспечения компьютерной техники, наглядными и учебными пособиями, предназначенными для эффективного обучения.

Каждое образовательное учреждение, на основе анализа существующих ИОС, должно определить стратегический план действий по внедрению и построению своей ИОС, максимально ИКТ насыщенной для участников образовательного процесса.

Современное развитие общества требует непрерывного поиска новых технологий обучения, удовлетворяющих как развивающейся личности, так и обществу, в котором живет данная личность.

Интернет - ресурсы

1. Современные образовательные технологии В. Б. Багирян, В. Г. Смелова Пособие для учителей общеобразовательных школ МОСКВА Просвещение-регион, 2011

2. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе, Герасимова С.В., методист МОУ ДПО ИОЦ

3. Красильникова В.А. К 78 Концепция компьютерной технологии обучения / В. А. Красильникова. – Оренбург: ОГУ, 2008. – 42с.

4.

5.

©Лямкина Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №101» г. Барнаула.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

    игровая деятельность;

    создание положительных эмоциональных ситуаций;

    работа в парах;

    проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

Положительную мотивацию обучения

Активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

    Принцип равенства позиций

    Принцип доверительности

    Принцип обратной связи

    Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

    на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

    обеспечивает наглядность;

    привлекает большое количество дидактического материала;

    повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

    обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

    расширяет возможность самостоятельной деятельности;

    формирует навык исследовательской деятельности;

    обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

    СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

    сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

    сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

    обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Основной целью применения ИКТ является:

    развитие мышления

    формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы:

    метод анализа

    метод сравнения

    метод обобщения

    метод классификации

    формулировка понятий

    внутренний план действий

При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

    мультимедийные курсы

    презентации к урокам

    логические игры

    тестовые оболочки

    ресурсы Интернет

    электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

    повышает качество знаний

    продвигает ребенка в общем развитии

    помогает преодолеть трудности

    вносит радость в жизнь ребенка

    позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

    создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

    Владеть основами работы на компьютере.

    Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

    Владеть основами работы в Интернет.

При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы :

диагностика

прогнозирование

планирование

ДИАГНОСТИКА:

Характер учебного материала

Структура урока

Временные затраты в учебном процессе

Возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

Оценка различных вариантов проведения урока

Выбор наиболее оптимального

ПЛАНИРОВАНИЕ:

Создание методической структуры урока

Выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Усвоение новых знаний

Закрепление новых знаний

Подведение итогов урока

Домашнее задание.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

    в составлении кроссворда, ребуса по теме,

    в изготовлении учебного пособия;

    в подготовке различных творческих сообщений;

    в изготовлении презентаций и др.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Типы уроков с использованием ИКТ

Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ЗПР к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений); для детей с ДЦП способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека. стимулирует познавательную активность.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

    комбинированный урок,

    урок – контроль и коррекции,

    урок совершенствования знаний и умений

Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:

    фронтальная форма;

    групповая форма (по типу КСО);

    индивидуальная форма обучения

Фронтальная форма. Русский язык.Тема “Правописание окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов” или тема “Части речи. Имя существительное”

Групповая форма (по типу КСО). В данном случае необходима помощь учителя по информатике или лаборанта.

Часть урока без компьютерной деятельности, часть урока с информационной поддержкой. При данной форме обучения необходимо 2 или 3 компьютера, и компьютерная деятельность проходит одновременно или пары чередуются.

Индивидуальная форма обучения. Именно здесь можно применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна еже и тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы.

Подходы к созданию электронных учебных материалов

для начальной школы:

1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2. теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

3. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

5. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.

Какова же методика применения электронных учебных материалов

при проведении урока в начальной школе?

При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, я также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого - педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения.

Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.

Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.

Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Список литературы:

1.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

4. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

6. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах // М.: «Баласс», "Экспресс",1997.7. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006

7. Новикова Е.В., Гасымов М.Ф. и др. Умные уроки со SMART: Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами, Москва, Полимедиа, 2007.

8. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002. – 120с.

9. Е.С.Кутугина, Д.К.Тутубалин Информационные технологии: Учебное пособие. - Томск, 2005.

10. Материалы дистанционного курса «Методика работы учителя-предметника с интерактивной доской», Центр дистанционного образования «Эйдос», 2008 год.

Муниципальное образовательное учреждение

«Вослебовская средняя общеобразовательная

школа» муниципального образования - Скопинский

муниципальный район Рязанской области

Отчёт по самообразовательной работе:

« Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе ».

Учитель начальных

классов Павлова Е.А.

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

В настоящее время школы обеспечиваются современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Что же такое ИКТ?

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

создание текстовых работ;

обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными являются:

технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;

технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.

Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

усиление интенсивности урока

повышение мотивации учащихся,

мониторинг их достижений.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

как информационно-обучающее пособие;

для контроля учащихся.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ, может быть эффективно представлена учителем.

Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.

Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).

Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.).

Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект. Есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

Помимо создания и использования презентаций мы очень эффективно пользуемся ресурсами Интернета. Ведь именно там можно найти всё что угодно твоей душе.

В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию нашего класса.

К примеру, проводила уроки по русскому языку по теме: «Безударные гласные в корне слова». Это была серия уроков (3 урока), которая очень эффективно позволила обобщить ранее изученный материал.

При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Очень интересно прошли уроки по теме «Путешествие по Москве», «Форма земной поверхности», «Водоёмы», «Ориентирование на местности» и другие.

Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.

Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации.

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа уроков, на которых применяются ИКТ. Но насколько интересно на них детям.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена и самого учителя.

Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе. Но не стоит забывать, что никто и ничто не сможет заменить живого общения!

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

1. “Проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач).

2. Основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

3. Монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

На мой взгляд, использование ИКТ в начальной школе дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

    организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

    активизировать познавательную деятельность учащихся;

    индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;

    усилить образовательные эффекты;

    повысить качество усвоения материала;

    осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

    проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

    развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

    овладевать практическими способами работы с информацией.

Возрастные особенности младших школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют её характер, место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. ИКТ в начальной школе – это фундамент успешного дальнейшего обучения. Именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При использовании ИКТ в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Внедрение мною информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

    в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;

    у младших школьников наиболее развито наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

    большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к актуализации и мотивации их приобретения;

    высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

    мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Используя деятельностный метод обучения, я имею возможность решать такие методические задачи:

    формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;

    формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;

    формирование навыков самообразования, развития способности к академической способности учащихся;

    формирование навыков работы в группе;

    развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её;

    формирование навыков самоконтроля.

На уроках, в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения:

1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет – сайты, информационные ресурсы на дисках.

2) Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.

3) Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.

5) Использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в мою работу как учителя начальных классов способствует достижению основной цели - улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на моих уроках представляется целесообразным и необходимым.

Список литературы

    Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2013.

    Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2012. №2

    Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. 2013 №4.

    Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбьякова. – Волгоград: Учитель, 2010.

Правила работы на компьютере.

1. Правильная поза. Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз. Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть ссутулившись, иначе нарушится нормальная работа внутренних органов.

2. Расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см.

3. Защитные средства. Если вы носите очки, их нужно надевать и во время работы за компьютером. Также можно использовать специальные защитные очки с линзами-светофильтрами.

4. Правильное освещение. Помещение, где расположен компьютер, должно быть хорошо освещено. В солнечную погоду прикрывайте окна шторами, чтобы монитор не отсвечивал.

5. Самочувствие. Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.

6. Соблюдать режим работы и отдыха. Время от времени необходимо переводить взгляд на посторонние предметы, находящиеся в комнате, а через каждые полчаса делать перерыв на 10-15 минут. Когда мы смотрим телевизор или работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.

7. Специальная гимнастика. Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз. Нужно встать у окна, посмотреть вдаль, а затем быстро сконцентрировать взгляд на кончике носа. И так 10 раз подряд. Затем нужно быстро поморгать в течение 20-30 секунд. Есть и другое упражнение: резко посмотреть сначала вверх, затем влево, вниз и вправо. Повторить процедуру 10 раз, после чего закрыть глаза и дать им отдохнуть.

8. Питание. Очень полезно принимать витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения. Только в точности следуйте инструкции: избыток витамина А ни к чему хорошему не приводит.